[an error occurred while processing this directive]
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Алексей Обухов
об Анастасии Удовой

РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ: СЛОВО О ХУДОЖНИКЕ ЕГО СЛОВАМИ

Всю человеческую культуру можно представить как разнообразие способов познания себя, мира и себя в этом мире. Каждый из нас видит бесконечность многообразия форм и глубин содержания, выбирая какой-то из способов познания бытия. Эстетическое познание реалий мира наиболее тонко и наименее поддается анализу. Трудно говорить о творчестве художника, рассуждая со стороны, так как сама суть искусства – это отображение внешнего мира через внутренний мир автора. Чтобы избежать собственного аналитического рассуждения, расщепляющего целостность мировоззрения другого человека в его творческом созидании, а также уйти от раздробленности на вопросы и ответы, свойственной интервью, я выбрал совершенно особую форму изложения. Она не характерна ни для авторской статьи, ни для интервью – это рассуждение о начинающем художнике, его творческом и жизненном поиске. Мое авторство в этой статье достаточно условно, так как во многом в статье использованы собственные слова и размышления художницы, а также слова ее друзей и близких.

В декабре 1998 года в одном из достаточно обширных залов Центрального Дома Художников прошла персональная выставка Анастасии Удовой, выпускницы художественно-графического факультета МПГУ, руководительницы студии Дома творчества молодежи на Донской-37, главного художника нашего альманаха, члена профессионально-творческого союза России, а что самое важное, интересного, творческого и ищущего человека. Именно это событие и послужило толчком для написания данной статьи.

Первые мазки на белом листе

Для родителей всегда важно, какое первое слово произнесет ребенок, но редко кто помнит, как он сам это слово произносил. А как происходит первый взмах кисти? Анастасия этот момент, как ни странно, запомнила очень подробно.
Первый раз Анастасию Удову привели в изостудию в 6 лет, когда у нее еще не было рисунков. Ей дали огромный - для такого маленького ребенка - лист бумаги и назвали тему для рисунка, связанную с состоянием природы. Она рисовала без карандаша, сразу кисточкой – акварелью на мольберте. Краски стекали быстро вниз. Настя рисовала дерево. Очень быстро она закрасила лист красками, активно их смешивая, хотя никто и не говорил, что краски надо смешивать. Получилось ненастье - свинцовое небо, тучи и крона дерева, врастающая в небо ветвями. Внизу была светлая желтая полоска, как будто росла золотая рожь. К концу первого занятия в изостудии у Насти одной была законченная работа: красивая, яркая, правда, немножко непонятная. Руководительница изостудии сказала, что это лучший рисунок за тот день. Самое главное удовольствие Анастасия получила от заполнения листа красочными пятнами. С тех пор этот рисунок она ни разу не видела, но очень часто его вспоминает.

Настя с самого начала говорила, что будет художником. Вообще у нее в жизни было много такого, о чем она говорила в детстве, а потом это сбывалось. Даже многие сны реализовались. Например, снилось ей, что она попадет в город, где жил Жюль Верн, хотя в то время это могло только сниться, а позже туда попала.

Первый учитель

В жизни важно встретить человека, который станет для тебя первым учителем, человека, который подтолкнет тебя к тому, чему потом ты посвятишь всю свою жизнь. Насте Удовой посчастливилось встретить Наталью Алексеевну Баженову, которая около 15 лет руководила изостудией Дворца культуры «Родина» в городе Химки. Когда Настя пришла в студию, Баженова туда окончила художественно-графический факультет МПГУ.

Настя ходила к ней много лет. Баженова, человек с сильной деятельной натурой, оказала на жизнь Насти огромное влияние. Настя говорит, что именно от Натальи Алексеевны у нее серьезное отношение к изобразительному искусству.

Баженова часто отправляла рисунки своих воспитанников на различные всесоюзные и международные конкурсы детского рисунка. И многие работы ее студийцев получали дипломы, грамоты, призы, попадали в каталоги. Таким образом, например, одна из Настиных работ оказалась в музее детского творчества в г. Осло.

Ступени обучения искусству

После студии Анастасия Удова попала в очень плохую, по ее словам, художественную школу. Учителя там ничему не учили, а ученики ничему не учились. После нее Настя снова вернулась в студию к Баженовой, где ей помогли подготовиться сдать экзамены в Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина.

Именно в это училище, а не в какое-то другое, Удова попала случайно, следуя наставлениям Баженовой, что не важно где учиться, а важно как учиться. Также случайно она оказалась на специальности «Гобелен» , но эта техника ей очень понравилось, так как у Насти вообще есть склонность к прикладному искусству. В ее работах всегда было много декоративности. И не известно, что было изначально - в работах появилось что-то декоративное, и поэтому Настя увлекалась прикладными вещами, или наоборот, поскольку ей нравилось прикладное, поэтому у нее в станковой живописи много декоративного. Настя говорит, что, как у любой женщины, у нее есть тяга к таким вещам, которые можно как-то использовать.

Неудовлетворенность учебой и собой

Зная Настю много лет, я могу утверждать, что она очень самокритичный человек и очень требовательный к себе и к своим работам. А это уже говорит о многом. Настя считает, что у нее хорошее прикладное образование, в отличие от академического образования, которого явно не хватает. Например, она говорит, что у нее слабый рисунок, и она плохо умеют рисовать фигуру человека, голову. Когда она шла в институт, то думала, что там ее этому научат, но, к сожалению, по ее словам, на худграфе образование получить нельзя, его там можно только потерять.
После училища у Насти возник вопрос, куда дальше идти. В Строгановкое училище она бы не поступила, так как у нее был слабый рисунок. К тому же в тот момент в «Строгановке» вопрос ставился так, что если ты хочешь работать с каким-нибудь материалом, то ты должен его иметь. В единственно сильный художественный вуз – Художественный институт имени Сурикова, был очень строгий отбор, и требовалась серьезная подготовка. По примеру Баженовой Настя Удова выбрала художественно-графический факультет МПГУ, но быстро в нем разочаровалась. В настоящий момент факультет не в состоянии выпустить художника. Он может подготовить только самого среднего учителя рисования самой средней школы.

Настя не говорит, что зря училась, так как учиться всегда хорошо, но академического образования она там не смогла получить. И все, что она приобрела за годы учебы в институте - только благодаря самостоятельной работе.

В поисках техники

Прежде чем найти свой стиль, необходимо определиться, в какой технике ты будешь работать. У Насти сейчас много работ в технике гобелен. Но ей всегда нравилась живопись, в институт она шла с мечтаниями, что будет работать над станковой картиной. В училище приходилось много работать гуашью, в том числе на пленэре, маслом же начала писать в институте. Ей трудно сказать, что сложнее, что легче. С одной стороны, маслом даже легче писать, так как можно поправлять, а с другой стороны - нужно больше технических знаний. Немалую роль сыграло в выборе техники то, что масло - более долговечная техника, а хочется работать надолго, к тому же у масла больше живописных возможностей.

Определение неопределенности

Определить стиль, в котором работает художник, - непростое дело в современную эпоху. Сейчас в искусстве нет единого стиля. Многие отзывались, что Настя в своих работах продолжает традиции реализма. Сама она считает, что ее картины не соответствуют какому-либо определенному направлению. Слово «реализм» соответствует 19 веку, так что можно говорить не о реалистическом стиле, а о тенденциях реализма. Однако художник пока находится в пути: Настя никогда не занималась абстрактной живописью, которая ее всегда привлекала, и не исключено, что в какой-то момент она будет работать в чистой абстракции. Но в поиске стиля Настя считает себя немножко инертной. Она идет в основном «вслепую» , рисует то, во что верит и что чувствует. Относить к тому или иному стилю картины какого-то художника - это вообще привилегия искусствоведов. Сам художник находится «внутри» своих картин, и ему трудно найти им место в истории искусства.

В роли педагога

В непрерывном потоке жизни ученичество постепенно сменяется на учительство. Уже после училища Настя стала работать в обычной средней школе в Химках учителем изобразительного искусства. И пока Настя работала в школе, она решала для себя, будет ли преподавателем или будет художником. Педагогическая деятельность требует очень много сил, энергии и ресурсов, и художник уже не в состоянии самостоятельно серьезно работать, отдавая всего себя живописи. Настя решила, что будет художником, и ушла из школы. Но художнику необходимо профессиональное общение и общение это может быть в студии. В профессиональной или, скорее, полупрофессиональной. И вот сейчас Настя стремится создать такую молодежную изобразительную студию, где смогут заниматься как молодые люди, имеющие художественное образование, так и учащиеся и студенты других специальностей, которые стремятся к изобразительному творчеству.

В Доме творчества на Донской-37 Настя в настоящее время пытается реализовать эту идею. В отношении к преподаванию – есть студия, есть условия, а те, кто хочет рисовать, те должны приходить и рисовать, руководитель поможет.

Главное - созидание

Главное для Анастасии Удовой и в жизни, и в творчестве – это созидание. Не всегда путь произведение искусства проходит от задумки прямо к реализации. Иногда все этапы спутаны, но главное именно создать картину или вообще любое произведение. Все остальное – жизнь картины после ее создания – выставки, продажи – это уже второстепенное. Художнице хочется именно создавать – рисовать, ткать, писать. Ее больше всего занимает сам творческий процесс. Настя, когда пишет, старается не думать, поймет ли зритель картину, понравится она или нет. Подобные мысли мешают ей работать.

Профессиональное искусство отличается от самодеятельности тем, что художник творит не ради сиюминутной забавы, а ставит перед собой какие-то высокие цели. Конечно, художник не в буквальном смысле придумывает цель и потом к ней идет. Уже само искусство и есть одна глобальная цель, которую художник интуитивно чувствует. Путь к этой цели должен быть чистым. И дело не в образе жизни художника, все люди разные и у каждого своя жизнь. Это относится именно к творчеству, творческой деятельности. Настя всегда помнит слова Баженовой: «Рисуй, никого не слушай, нужно слушать себя» . Об этом говорили и многие художники, например, Коровин - художник должен работать и не думать о деньгах, тогда деньги сами к нему придут.

День, когда Анастасия ничего не писала ни карандашом, ни маслом, для нее вылетает из жизни. Когда она оглядывается назад, то у нее таких дней нет, они забыты. Хотя иногда Настя очень устает в работе, все равно себя потом ощущает счастливым человеком. И не важно даже, получается или не получается. Не только делать, но и переделывать - означает совершенствоваться.

Размышления об искусстве и творчестве

Что такое искусство, живопись, творчество? Каждый художник рано или поздно задумывается над этим. Для Анастасии Удовой живопись, выражая реальные формы в том виде, в каком они существуют, показывает не поверхность, их скрывающую, а их высшее проявление.

Солнечный свет озаряет внешние очертания предметов, окружающих нас, выявляя их форму. Кисть художника переносит на холст увиденные образы, раскрывая при этом внутреннюю сущность вещей. Зрительные впечатления, остающиеся в памяти человека единичны, однозначны и принадлежат одному дню. Подлинно художественное произведение - глубоко объемно и многопланово, оно дает целостную картину мира, которая не обладает сиюминутностью. Отображая мир, художник одновременно воплощает в своих произведениях и свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, выражает свое понимание мира.

Живопись дает возможность выразить свою идею через пластику, колорит, композиционный строй. Работа по созданию живописного полотна включает в себя множество разнообразных элементов от сбора материала до завершающих мазков на картине.

Изобразительное искусство говорит на своем языке и лишь опосредованно, неполноценно передается в объясняющем его слове. Та непосредственная радость, которую мы испытываем, созерцая картину, когда сердце открыто для нее и зрению не мешает ничто постороннее, сродни радости творческого вдохновения. Это отклик на чувства автора.

Этюды

Работа в мастерской для Анастасии - не главное. Важнее выезды на этюды. Вообще, отправляясь куда -либо на природу, она почти никогда не забывает с собой этюдник, считает, что период накопления материала у художника – это вся его творческая деятельность. Ведь при работе над образом используется самый разнообразный запас впечатлений, зафиксированных в натурных зарисовках. Помимо знания жизни, ее полноты, сложности и поэтичности этюды дают уверенность и легкость художнику, тренируют глаз и руку. Этюд для нее – это своеобразное, увлекательное упражнение, хотя он важен не только как процесс, но и как результат.

Что есть картина

Уделяя много времени этюдам, Анастасия не считает это достаточным в творческом процессе. Даже очень удачный этюд – это только одно единичное впечатление, отрывок, а не картина, которая не есть собранные на одной плоскости этюды и зарисовки. Фактически, ни один этюд нельзя целиком взять и переписать в работу от начала до конца, у него другие задачи, формат, объем, содержание.

Художник не должен подменять своей работой фотоаппарат, который фиксирует случайные и проходящие эпизоды, он хочет сказать что-то о постоянном и характерном в жизни.

На восприятие зрителя влияют и внешние факторы, и настроенность, подготовленность зрителя, и разъяснение зрителю картины. Одни картины раскрываются зрителю быстрее, они эффектнее, эмоциональнее. Другие – скромнее, тоньше, сдержаннее. Каждая картина требует своего времени для восприятия, которое еще связано с практикой, опытом людей. Чем убедительнее, ярче, реалистичнее произведение искусства, тем меньше почвы для произвольных домыслов, больше целенаправленного влияния. Относительно абстрактного искусства можно говорить о сотворчестве автора и зрителя, у которого возникают собственные ассоциации. Один раз пережив состояние восторга перед картиной, зритель не забудет его и станет постоянным посетителем музеев и выставок.

Когда картина окончена, в ней уже нет отдельных впечатлений, зарисовок, мыслей, есть только единое, целое, самостоятельное произведение искусства.

Кроме отдельных картин, у Анастасии Удовой достаточно много серий работ, которые связаны с каким-то местом. Такие серии для Насти - воспоминания о путешествии, но не воспоминания-сувениры, а воспоминания-легенды. Серии – это единая тема, но в разных вариантах. В итоге из всей серии может быть только одна или несколько удачных работ.

Странствия в жизни и в искусстве

Все мы проходим множество дорог. Вот мы идем, перемещаясь во времени и в пространстве, вокруг нас дуют ли ветра, светит ли солнце, нам надо пройти этот путь, мы выбираем его сами, хотя не всегда осознаем это.

Дороги, дороги… Сколько их было у каждого, сколько было ошибок, потерь, радости и успехов, сколько было всего, а что осталось? Дороги, дороги… Что осталось от них в нашей памяти? Может быть, именно такой солнечный день, купол неба над головой, горы, покрытые «камнем и снегом» , редкие северные деревья и группа друзей, попавших в сказку, которую они сами сочиняли, и сами пели на мотив знакомой песни. Ведь был этот день, ты тоже помнишь его, только один тот день, который стал вечным.

Для Анастасии как художника путешествие – одна из основ творческого вдохновения. Путешествие дает отдых и раскрепощение (художник больше не скован стенами своей мастерской), кроме того, массу новых впечатлений, благодаря которым рождаются и новые замыслы.

Тяга к путешествиям у Насти началась благодаря чтению книг Жюля Верна. Его книги были чуть ли не единственными, которые она читала в детстве, и ей всегда хотелось быть похожей на его героев. Они привлекали Настю своей открытостью, честностью, благородством, бескорыстностью, искренними и светлыми стремлениями. Анастасия всегда хотела быть как они. В детстве Настя с мамой всегда много ездили, но «цивилизованным» образом. Насте же всегда хотелось путешествовать самостоятельно, ни от кого не зависеть, свободно передвигаться в пространстве. Поступив в институт, она пришла в секцию туризма.

Анастасия получает в странствиях заряд бодрости, желание работать, множество новых идей. Зрительный ряд обогащается необычными картинами из жизни. В этом плане она многим обязана туристической секции МПГУ, которую посещала в годы учебы и где познакомилась со многими интересными людьми. Их объединяло стремление странствовать по новым районам и областям. Вместе они совершали как дальние походы (Урал, Тянь-Шань, Хибины), так и подмосковные поездки на выходные дни. Сейчас она продолжает путешествия в экспедициях по стране с Домом творчества и Донской гимназией.

Анастасия очень чувствительна к обстановке, которая вокруг нее, чувствительна к окружающим ее людям. Она может работать только, когда ощущает вокруг себя комфорт. Иногда, когда в каком-то месте и в каких-то обстоятельствах ей плохо и она чувствует дискомфорт, то назло этому начинает рисовать и иногда ей удается это перебороть. Когда Настя уходит в работу, все внешнее перестает давить.

Поход как степень свободы

Как можно понимать словосочетание «общение с природой» ? Для городского человека чахлые три дерева за чертой города – уже лес. Дойти раз в месяц до ближайшего лесопарка – означает пообщаться с природой. В туристическом походе все иначе. Здесь на многие десятки километров нет городов, нет дорог. Сами эти деревья, поляны, реки – место, где ты живешь, и ты должен считаться с его законами. Вечером может быть дождь, а может быть мороз, но ты все равно ставишь палатку и в любую погоду остаешься вместе с природой, живешь вместе с ней ее жизнью. Надо иметь определенное мужество, чтобы пойти на это. Именно здесь ты чувствуешь необыкновенную свободу, не только от законов города, но и от себя самого.

Впервые Анастасия ночевала в палатке, когда на первом курсе выехала с турклубом в Подмосковье. Сходив в первый для себя поход на Южный Урал, Настя стала говорить, что туристические походы группами, - это то, о чем она всегда мечтала. Там у нее появилось чувство внутренней освобожденности от условностей, от того, что человека всегда в городе сковывает.

Когда художник работает над картиной, он должен ощущать себя внутренне свободным. Он один с этим холстом и волен выбирать, что и как делать. Каждый зритель, обыватель, не должен действовать на творческий процесс художника, который должен стоять на своем. Это тоже относится к свободе. Когда Настя работает, она старается не обращать внимание на то, что говорят обыватели. Художник должен быть сильным, и если он хочет создать самостоятельное произведение, он должен самостоятельно работать.

Иногда нет времени оглянуться назад, посмотреть, кто идет рядом. Людей съедает суета, может быть, туристы и бегут в горы от этой суеты, ведь иногда так хочется что-то изменить в жизни, которая идет неумолимо и скоро пройдет вся. А сейчас есть солнце, есть молодость, силы и именно сейчас можно многое свершить.

Туризм глазами художника

Туристическая группа – это некое объединение людей, которые «здесь и сейчас» думают и чувствуют во многом одинаково. Их объединяют Архангельск.

В ЦДХ - артбизнес. Художники сами арендуют зал, потом пытаются его окупить, продавая картины, но такова современная жизнь. Выставляться в ЦДХ – это работа. Если художник хочет участвовать в активной жизни творческой Москвы, то он должен там выставляться. Выставка в ЦДХ для Анастасии Удовой стала важным моментом в ее жизни.

Отзывы на выставку

Может быть, это вымысел,
Может быть, это правда.
Острова контур вырисован
И материк громадный.
Мило мосточек горбится,
Строг силуэт погоста,
И непременно хочется
Мне обогнуть тот остров
И окунуться в светлую
И озорную гамму,
Встретиться с песней летнею.
В море под чаек гамом
Летним умыться дождиком
И окунуться страстно
В то, что рука художника
Изобразила в масле.

Дмитрий Монахов
(директор ДНТТМ)

Это стихотворение Дмитрия Львовича Монахова написано специально по случаю открытия Настиной выставки в ЦДХ. На открытии и уже после совершенно разные люди высказывали свои впечатления и оценки творчества Анастасии Удовой.

«Анастасия - очень серьезный и целеустремленный человек, который постоянно движется в своем творчестве. Ее работы можно назвать по-хорошему старомодными и ностальгически трогательными, в них сочетаются традиции старых русских школ с новым поиском. Возможно, именно поэтому, в эпоху творческих исканий и зачастую надуманных вывертов, тихое и спокойное, органичное миру и себе творчество художника воспринимается даже немного необычным. Для Насти искусство является определенной моделью общения с миром. Ее работы полны гармонии сдержанных отношений, они изысканны, свежи и вполне профессиональны» .

«В картинах Анастасии Удовой чувствуется теплое отношение к тем местам, которые они отражают. Живая и по-своему домашняя Москва, овеянные легендами и сказаниями былинные листы свитков истории Урала, видимые через подтаявшие окна величественно сияющие в снегу Хибины, поэтически возвышенный пушкинский Санкт-Петербург, уютные уголки русской глубинки Кенозерья, импрессионистская Бретань… Для того, кто видел наяву многие из этих мест и сравнивал их с картинами, открывается особый мир художника, мир трогательного отношения и искания естества. Для каждой серии работ Насте удалось найти свой образный язык, которым она и передала неповторимость колоритов разных мест. Особо можно выделить работы с цветами, которые заставляют зрителя почувствовать праздник. Многие Настины картины обладают внутренней динамикой, они живут» .

«Работы по гобелену привлекают архаичностью рисунка. Следует отметить то, как художнику удалось создать примитивные, по образцу старинных, произведения» .

«Нельзя еще говорить о том, что Настя нашла себя искусстве, что во всем, чем она занимается, ей удается достичь определенной высоты. Хотя Анастасия Удова и не новичок в искусстве, но у нее есть еще много, над чем нужно работать в своем совершенствовании, еще не найден окончательный путь. Настя сама это хорошо осознает и поэтому открыта для движения и исканий. Выставка в ЦДХ была заявкой на будущее, первый, довольно удачный выход в широкий свет искусства» .

 


Советуем прочитать
Творчество Алексея Обухова

Четвертной №10

 ©Четвертной 2002-2006