[an error occurred while processing this directive]
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Надежда Гога

АНКЕТА ПО ПОДРОСТКУ

Гимназисты вряд ли еще помнят анкету по подростку, но мне она будет в кошмарных снах снится еще долго. И нечего этому удивляться: ее мне пришлось сначала перевести, потом раздать, далее, понятное дело, следовало собирание и перевод. Но это было ничто перед перспективой создания из всего этого нормальной, удобоваримой статьи, и ее налаживания. Самое ужасное в этом деле то, что я понятия не имею, что и как из этой кипы бредятины сделать. А-а-а, ладно, авось что-нибудь да получится...

Вопрос первый в анкете был о том, что же это за птица такая, подросток, и какие у детей с этим словом ассоциации. Понятное дело единодушия в данном вопросе не было. В основном отвечали, что это люди в возрасте примерно от 14 до 18 лет. Другие же утверждали, что это состояние, когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый. Объяснялось это так: права такой человек уже имеет, а вот обязанностей у него еще нет. Неужели такое бывает?!

Вопрос второй гласил: «Когда человек становится подростком, а когда перестает им быть?». Привести надо было не только возрастные рамки, но и какие-нибудь характеристики мировоззрения, культуры или еще чего-нибудь такого. Тут мы сразу выявили халявщиков, которые написали лишь о возрасте. Возрастные рамки вылезли из приведенных выше лишь на один год и теперь гласят: от 13 до 18 лет. Очень многие отвечали, что подростком становишься тогда, когда перестаешь быть ребенком; а перестаешь им, подростком, быть, когда становишься взрослым. Некоторые поясняли, что ребенком перестают быть тогда, когда

  • понимают, что они могут делать, а что не могут, что им разрешено, а что нет
  • покидают песочницу
  • не разговаривают, как 5-летние дети
  • их увлекают другие вещи, а не сказки и игрушки. (Это что же такое получается, если человек игрушки коллекционирует или сказки очень любит, так это он на всю жизнь ребенком останется? А что делать с компьютерными играми?..)
  • ведет умные разговоры
  • начинает задумываться о будущем.

А взрослым становятся тогда, когда:

  • уже должен, обязан перед обществом и ему уже запрещено делать то, что в детско-подростковом возрасте разрешается
  • становится ответственным
  • у него появится много обязанностей
  • у него появляются взрослые проблемы
  • создаст семью, найдет постоянную работу, «встает на ноги»

Попадались и такие, кто писал, что у каждого свои признаки «подростковости» и от возраста это не зависит, а зависит только от конкретного человека и, что некоторые подростками так и не становятся, и сразу из детей становятся взрослыми и, что человек может стать подростком и в 25 (вот с этим я больше согласна).

На третий вопрос все ответили на удивление одинаково. «Считаете ли вы себя подростком?» - вопрошалось. «Да» - единодушно ответили дети; хотя парочка оригиналов добавила еще и «когда как», но это уже мелочи жизни. Без комментариев...

После того, как мы узнали кто-такое подросток, чем он отличается от нормальных людей и есть ли такие среди заполняющих данную анкету, мы решили так же узнать, чем же каждый, отдельно взятый подросток выделяется остальной массы. И это был вопрос четвертый. «Умом и сообразительностью» не написал никто, не знают они мировой классики. Варианты ответов были настолько разными, что разделить их на группы не удалось, и я просто привожу часть из них ниже:

  • безответственностью
  • тем, что не люблю сидеть на одном месте
  • хожу в спортивные секции и на танцы, чтобы выпустить лишнюю энергию
  • тем, что люблю развлекаться с приятелями
  • только возрастом, т.к. все остальное может найтись и у взрослых
  • внимательностью
  • взглядами на мир
  • используемыми мною словами
  • импульсивностью
  • любопытностью
  • мыслями
  • тем, что для меня имеют большое значение друзья и окружающие меня люди
  • свободой действий
  • полноправность
  • отношение взрослых ко мне не как к ребенку
  • стилем
  • интересами и целями
  • не знаю
  • ничем
  • отважностью все попробовать

В пятом вопросе спрашивалось, что для них самое важное в жизни нашей убогой. Теория о том, что красота спасет мир, здесь не сработала: первое место заняло здоровье (11 голосов), хотя странно немного. У них там горы вокруг, одни заповедники и парки, воздух чистый, реки тоже, водопады минеральные; по-моему у них там здоровье с рождения должно быть по умолчанию, и нечего о нем беспокоиться. На втором месте семья (9 голосов). Третье место, с большим разрывом от второго по количеству голосов, разделили между собой любовь, успех и друзья (по 4 голоса на каждого). По два раза упоминались хорошая работа, свобода, учеба, деньги и поддержка близких. И, как это ни странно, красота упоминалась лишь один раз, как и спокойная жизнь, спорт, независимость, самостоятельность, мое будущее. Выводы предоставляю делать вам самим.

После того, как мы узнали, что для них необходимо, было нужно проверить, на сколько их потребности совпадают с потребностями подростков вообще. Но для начала нужно выяснить, что же собственно этим подросткам потребно, в этом заключался шестой вопрос. Тут уж о красоте ни малейшего упоминания не было, да и ценности и порядок их расстановки довольно сильно поменялись. Первое место заняло очень ценное понятие - друзья (8 голосов). Второе место между собой поделили не менее важные понятия: семья и свобода (свобода, видимо от семьи) - по 5 голосов. Третье место делить не пришлось, и на нем торжественно и величественно восседает понимание (4 голоса). Далее следуют: помощь (1); любовь (3); поддержка и здоровье (2); научиться ответственности; учеба; выбрать правильную дорогу в жизни; научиться сначала думать, потом делать; его (подростка) взгляд на мир; шутки; развлечения; уважение; восхищение других мною; деньги; независимость; самостоятельность; побыстрее вырасти; для каждого свое. Мне кажется, что ценности подростка и их ценности немного не совпадают, но это уже их дело.

Вот мы и добрались до седьмого вопроса. «Есть ли у подростков своя собственная культура?» - было написано в анкете. Единодушия, как в третьем вопросе, не обнаружилось. Большая часть ответила «да», но попадались и такие, кто писал у «кого как» (2 человека), а некоторые люди отрицали ее наличие (5).

Так как большинство ответили утвердительно, вопрос №8 «Чем эта культура характерна?» не оказался не к месту. Главная мысля ответов была в том, что культура подростков прямо противоположна культуре взрослых, и основывается на запрещенных взрослыми вещах. Так что дорогие взрослые, если хотите, что бы ваш ребенок ложился спать вовремя, делал уроки, получал хорошие отметки, мыл руки перед едой и чистил зубы, вместо того, чтобы есть зубную пасту - запретите ему все это. Даже смешно получается: кто-нибудь может себе представить, как он приходит домой, а мама его ругает из-за 5 за экзамен по физике, (отец за шиворот оттаскивает от ванны и грозится, что заставит мыло сожрать, если ты хотя бы попытаешься руки помыть) Я, нет... Кроме общего описания попадаются иногда и некоторые уточнения и более конкретные описания, чем же отлична культура подростков:

  • стиль музыки
  • способы развлечения
  • то, как выглядят
  • интересы
  • прически
  • одежда
  • восприятие мира
  • графити
  • ругательства
  • ненормальностью (неформальностью)
  • главное в ней чувства
  • подражают взрослым
  • искусство

Девятый вопрос тоже касался подростковой культуры, и, конечно же, там было любимое слово «обычный»: «Что любит делать обычный подросток?». Оказалось, что он (подросток) любит делать разные вещи, и делать это он любит, как один, так и в компании. Пояснение: ответы на девятый и десятый вопросы («Что подростки делают в компаниях?») были полностью идентичны. Я привожу их ниже:

  • развлекаться
  • ходить на дискотеки
  • курить
  • пить
  • встречаться с друзьями
  • смотреть телевизор
  • заниматься спортом
  • они любят очень многое, но иногда лучше было бы, что бы они ничего не делали
  • сидеть в барах
  • заниматься «сладким ничегонеделанием»
  • все
  • рисовать (графити)
  • делать все, что запрещено
  • радоваться жизни
  • прогуливать школу
  • слушать музыку

Одиннадцатый вопрос был прямо таки партийно-патриотический: «Чем отличается словацкий подросток?». Только вот ответы были совсем непатриотичны. «Умом и сообразительностью» опять не написал никто. Все отвечающие были на редкость единодушны, а ответы просты. «Вообще то ничем, только вот разве что наша страна не так сильно развита, как на западе» - было написано, как по копирке во всех анкетах.

В двенадцатом вопросе мы интересовались, какие же у все тех же подростков, в связи с их интересами, отношения с родителями. Тут тоже все однозначно, даже скучно - ни какого разнообразия, могли бы что-нибудь для прикола придумать. Самое главное, по их словам, в семье, чтобы родители понимали своих детей, но это случается редко, и из всех отвечающих попалось только трое таких. Подростки не хотят, чтобы к ним относились, как к детям и требуют свободу действий, слова и выбора. Они требуют, чтобы у них было побольше прав и возможностей и поменьше обязанностей - наивные какие, простые, как три копейки. Хотелось бы мне посмотреть на них, когда у них будут дети. Я, конечно, не отрицаю, мне их предложения тоже по вкусу, но утверждать, что своим детям я никогда не скажу «нет», не стану.

Вот и кончились вопросы о подростках, теперь займемся личностями респондентов и проверим, насколько они подходят под составленное ими определение этого непонятного зверя, подростка. Так тринадцатым вопросом мы вопрошали о том, какую подопытные слушают музыку, а какие стили не могут вынести (слишком уж они тяжелые для их перепонок). Попадались и такие, кто слушает все хорошее и в принципе перенести могут любой стиль, и все это были девушки (вот какие мы терпеливые). Были такие, кто просто писал: музыку 60-х, 70-х; нежную, красивую, классическую музыку. А так, есть среди них и металлисты, и репера, и рокеры, и слушающие Hip-hop, и Disco, и поп, и все остальное. Такое же разнообразие наблюдается и среда ненавистных им стилей.

Для некоторых людей остра проблема одевания по моде и главное, чтобы стильно. Но, что значит стильно, что значит модно, не каждый может сказать. Вот мы решили попросить их поделиться своим мнением. И так, если вы выберете себе любимый цвет и будете ходить в одежде только его оттенков; выберете группу людей (металлисты там, неформалы или новые словаки) и будете одеваться так же, как они, но при этом умудрятся не быть сильно на них похожими; не носить парижские наряды, но все-таки, что бы они были западными, и одевать вещи, в которых вы хорошо себя чувствуете, и при этом они не обязательно должны быть за 100000$ но и не сильно дешевые; если вы умудритесь все это выполнить - можете быть уверенными, вы выглядите супер стильно и супер модно. Все респонденты оказались не простыми смертными, а суперподростками и сумели сделать так, чтобы они выглядели безукоризненно модными и стильными - в этом не сомневается ни один.

«Есть ли у вас предметы, которые являются для вас символом чего-либо? Какие? Чего?»- интересовались мы в пятнадцатом вопросе. Подавляющее большинство категорически отказалось от обладания предметов такого рода. Лишь пятеро героически согласились поведать о своих поверьях.

  • У меня есть медальон: на нем женщина держит ребенка. Я уже давно ношу его, он дает мне силы.
  • разные необычные кольца и цепочки.
  • все предметы что-нибудь да символизируют. Например звезды для меня, это символ далеких грез, снов, цели...
  • грушка, изображающая собаку, это мой талисман.
  • Всегда с собой на цепочке ношу символ мира.

Вот у нас в гимназии целый зоопарк найдется: тут тебе и слоны, и кролики, и лоси, даже хома бегает; а как дела с прозвищами в Словакии? Оказалось, что прозвищами наделен у них почти каждый пятый, но рассказать о них и привести пример они не пожелали; остановились на том, что объяснили, что это переделанные имена и фамилии. Застеснялись видимо...

Нагло не спрашивая, есть ли у них свободное время (лично мне показалось, что предостаточно), я спросила, чем они в это время занимаются. Ребята, как оказалось, предпочитают футбол, компьютер (только игры) и гонки на велосипедах по горам и долинам. Так же популярны выезды на хату (см. наши слеты, только цивилизации больше, и живут в арендованных деревянных домиках). Не отказываются дети и от прогулок с друзьями, торчания в баре и отдавливания ног на дискотеках. Многие все свое свободное время проводят перед телевизором. Один оригинал написал, что он все свободные секунды отдает тренировке своего волкодава. И все это сопровождается музыкой. Какой? См. вопрос №13.

Вопрос семнадцатый – вопрос об отдыхе. Отдых для них, это сон. Сплю, сплю и еще раз сплю, отвечали на вопрос: «Как вы отдыхаете?».

На вопрос №18 («Ваши любимые занятия?»)все без исключения написали: «См. вопрос №17». Вот и вы смотрите.

Вот и все, вроде не плохо получилось. Не судите, пожалуйста, строго, а вот мнение о словацких подростках предоставлю формулировать вам - у меня слишком предвзятое мнение.

 


Советуем прочитать
Произведения Надежды Гоги

Четвертной №11

 ©Четвертной 2002-2006