[an error occurred while processing this directive]
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Надежда Гога

Впечатления о поездке в Крым
(контент-анализ сочинений подростков)

Введение

Контент-анализ включает множество процедур, от крайне интуитивных до строго количественных методов, хотя многие практи-ки предпочитают ограничить его последними. В любом случае его целью является сделать заключения об общественном мнении, вере, установках, ценностях или предубеждениях, или о природе и динамике социальной струк-туры или культуры по содержанию определён-ной формы человеческой коммуникации. Ана-лизируются газеты, журналы, книги, радио, телевидение, документы, мифы, истории, очерки, речи, беседы, письма, дневники, ин-тервью и ответы на вопросы открытых социальных обследований.

При проведении контент-анализа встречаются сложности. Контент-анализ - это обычно непрямой метод наблюдения, т.к. заключения делаются из анализируемого коммуникативного содержания о чем-то другом, что не находилось под наблюдением. Если мы делаем выводы о национальном ха-рактере на основании рассказов, которые нравятся людям, мы предполагаем, что понимаем, почему эти истории нравятся, и какие тут элементы основные и второсте-пенные. Выборка - всегда проблема, так как трудно и часто невозможно приравнять сово-купность средств передачи информации и совокупность объектов, о которых должны быть сделаны выводы.

Одно из важных преимуществ контент-анализа - это “ненавязчивость” метода. За ис-ключением его применения при интервью и анкетировании, взаимодействие с исследова-телем или даже окружающей обстановкой, которое может исказить сказанное или напи-санное, отсутствует. Другое преимущество - что при анализе информации можно сделать выводы об объектах, не наблюдаемых непо-средственно исследователем. Например, во время второй мировой войны контент-анализ широко использовался для обнаружения кри-тических процессов и тенденций в стране вра-га и для понимания культур и социальных структур впоследствии.

Хотя контент-анализ широко применялся для исследований в рамках одной страны, в сравнительных анализах он использовался недостаточно. Самая очевидна область при-менения - для изучения массовой коммуникации и, более опосредованно, общественного мнения. Прототипом является исследование Ithiel Pool’a (1970) по изучению девяти газет, наиболее тесно связанных с политической элитой Франции, Германии, Великобритании, США и России с 1890 по 1950 гг. Исследователи анализировали сферу действия и одобрение или неодобрение 416 символов, выражающих важнейшие идео-логические сражения того периода, интерпретированных как социальные пока-затели исторических течений господствующей политической мысли.

Существо проблемы

Подростковые группы, предположитель-но открытые, отличаются не только тем, что они считают красотой, но и словами, которые они предпочитают использовать для выраже-ния своего мнения. В данном исследовании я хотела сравнит работы подростков одного возраста, чтобы выявит их отношение к по-ездке в Крым. Мы не должны считать, что сочинение о поездке - это точный подсчёт мест, где авторы сочинений побывали во вре-мя поездки, хотя встречались и такие сочине-ния.

Сочинения были, в основном, длинными, с художественными подробностями. Элементы сюжета обнаруже-ны в некоторых самых длинных сочинениях. В большинстве случаев сочинения био-гео-химиков оказались длиннее и богаче деталями.

После первичного анализа сочинений у меня появилось несколько гипотез:

  1. Содержание сочинения зависит от специализации подростка.
  2. Сочинения девочек более эмоцио-нальны, чем сочинения мальчиков.
  3. Наиболее запоминающимися мес-тами оказались те, посещению ко-торых был посвящен весь день поездки.
  4. Погода и питание не повлияли на общее мнение о поездке.

Теперь я была готова к более глубокому изу-чению всего материала.

Сочинения были проанализированы по пяти пунктам:

  • возраст;
  • специализация;
  • посещённые места;
  • погода;
  • питание.

Возраст

В моём исследовании очень важен возраст группы. От него зависит “многословность” сочине-ний, стиль изложения и многое другое.

В рассматриваемой мной группе все подростки примерно одного возраста - 13 -14 лет. Для данного возраста характерна большая внимательность на лекциях и лучшая способность запоминать происходящие события.

Так, в некоторых сочинениях с хронологической точностью перечислены экскурсии и походы. Хотя большинство авторов описали только 2-3 экскурсии.

Специализация

Хотя все ездили одной общей группой, получился раскол на микрогруппы - специали-зации. В зависимости от того, к какой специа-лизации относится подросток, от описывает большее или мен шее количество посещённых мест. Также от специализации зависят детали текста. Так, в сочинении геологов многие рас-суждения связаны с рельефом местности и породой окружающих камней: ”Особенно мне понравился Воронцовский дворец в городе Алупка, выполненный из диабаза”, “Ещё мы ходили на пляж, занимались исследователь-скими работами, рисовали рельеф берега, красили гальку.”

В сочинениях психологов больше упо-минаются действия - их и окружающих, чем места, которые они посещали: “Больше всего мне понравился обстрел Байбаковой Маши на Хаусе.” Но особенно отличились биогеохими-ки - не побывав ни разу в Крыму, но читая их сочинения, можно подумать, что самое инте-ресное в Крыму - растения Никитского бота-нического сада и многочисленные лишайники, водоросли. Всё же остальное: дворцы, море, скалы - все это “писчинки” в мире “эпилет-ных” лишайников.

“И вот уже последняя экскурсия - Хер-сонес. Я иду и внимательно слушаю об исто-рии и жизни этого города. И вдруг, с удивле-нием для себя, замечаю, что думаю о лишай-никах, в изобилии здесь растущих, об их месте расположения, виде, ищу причину скопления вида на каком-либо участке древних постро-ек.”

Историкам, конечно, понравились вечерние исторические лекции и Херсонес: “Хорошо с прогулками сочетались и послеужинные лекции”. Кстати, наиболее “организованными” оказались биогеохимики - более 50% исследуемых сочинений при-надлежат их перу.

Отмечу, что сочинения девочек более эмоциональны, чем сочинения мальчиков: ”...конечно же, меня поразили своей красотой пейзажи Крыма. Одним из них было очень солнечное утро. Меня и Олю ослепляло солн-це, светившее так ярко, будто в последний раз. На деревьях лежал снег в виде огромных и в то же время воздушных хлопьев. Небо было далёким и бездонно-голубым. Снег был хо-лодным и нарядным, а солнце - улыбчивым и горячим, поэтому всё казалось хрупким ред-ким снегом.

А ещё меня восхитила картина, создан-ная природой, “настоящее, прошлое и буду-щее”. Оглядываясь назад, я видела тёмный, густой туман, обволакивающий всю панораму, что в моём воображении олицетворяло чьё-то грозное прошлое. Справа возвышалась горная стена серовато-голубого цвета грозная и не-приступная. С неё с большой скоростью сползала, надвигалась, как что-то пугающее...”, “...как будто я попала в незем-ной, другой мир...впервые в жизни увидела как цветет миндаль” - сочинения девочек. Сочине-ния мальчиков: “Как только мы приехали на место, я окинул взглядом окрестные скалы, и сразу вспомнил телевизионную передачу про Чукотку. Разницы в пейзажах не было ника-кой.”

Посещённые места

Название посещённых мест и достопримечательностей

Кол-во выборов

Эмоции и отношение к указанному месту

1

г. Кошка

7

“…Кошка оставила неизгладимое впечатление в моей жизни.”

2

Севастополь

2

“Больше Херсонеса мне понравился только Севастополь.”

3

Симферополь

1

“… в 300 я прибыл в Симферополь”

4

Херсонес

11

“красиво, тихо, много места”

5

г. Дива

9

“… так и хочется оторваться от площадки и полететь”

6

Воронцовский дворец

10

“Даже не верится, что в таких хоромах жили простые смертные.”

7

Ливадийский дворец

4

“… потомки восхищались, восхищаются и будут восхищаться плодами их трудов …”

8

Н.Б.С

6

“Вспомнишь ботанический сад. Я увидела много деревьев, которых раньше не видела.”

9

г. Ифигения

2

“В горах еще лежал снег. Когда я стояла перед ними, чувствовала их мощь, силу природы.”

10

Симеиз

5

“Прогуливаясь по городу Симеиз, я увидел много красивых мест.”

11

Обсерватория

1

“… в первый день мы увидели обсерваторию …”

12

г. Верблюд

1

“Я видела много гор, например гору Верблюд …”

13

Радиотелескоп

1

“… в первый день мы увидели радиотелескоп …”

14

Могильники

1

“… в первый день мы увидели могильники …”

15

г. Крыло Лебедя

2

“Я видела много гор, например гору Крыло лебедя…”

16

Солнечная тропа

1

“… мне понравились и другие места: Солнечная тропа, …”

Из приведенной выше таблицы видно, что:

наиболее запомнившимися местами посещений являются: Херсонес, Воронцовский дворец, гора Дива.

Менее запомнившиеся: гора Кошка, Ливадийский дворец, Никитский ботанический сад, Симеиз.

Места, упомянутые 1-2 раза: Севастополь, Симферополь, гора Ифигения, обсерватория, гора Верб-люд, радиотелескоп, могильники, гора Крыло лебедя, Солнечная тропа.

Погода и питание

1. Погода

Положительные отзывы

Скептические отзывы

Отрицательные отзывы

“Погода мне понравилась. Я считаю, что Крым летом, в цветущей зелени, видел каждый, а вот снег в Крыму - это редкость.”

“Крым необыкновенен своим мягким, тёплым, снежным субтропическим климатом.”

“Погода нас не баловала, купаться никому и в голову не приходило, если и приходило, то вслух об этом не говорили.”

“К сожалению, температура воздуха была ниже нуля, и поэтому, несмотря на желание, в море я купаться не стал.”

 

 

 

“Каждый вечер нашу жизнь нарушали варварские набеги девочек на наш душ, но всё же жизнь больше всего портила погода. Бывало посмотришь на море и так и тянет искупаться, но стоит только оглянуться, как при виде снега, это желание сразу улетучивается. Да, такая погода в Крыму в марте наблюдалась в 40-х годах нашего века.”

“Погода была ужасной, горы снега.”

“Лишь две вещи портили мне жизнь: грязные дороги и длина этих дорог”.

“К сожалению погода нас не радовала, то шёл снег, то шли дожди, и текли ручьи.”

 

 

“К примеру, не нравилась мне погода (рассчитывая загореть, я только получил усиление простуды)”

“Жаль, что не удалось покупаться в море, погреться на мелкой гальке. Коренные жители вспоминают, что такая зима была только в 46 году.”

2. Питание

Положительные отзывы

Скептические отзывы

Отрицательные отзывы

“Еда мне понравилась, кормили немного, но по существу.”

“Экспертиза показала, что в некоторых продуктах еды не обнаружено”

“... там мы прогуливались не имея ни завтрака, ни обеда. Около 1-2 мы обедали, обед был потрясающий ... 26-го мы пробовали завтрак .. он был ужасен...”

Из вышеуказанных таблиц видно, что погода путешественникам не понравилась, а мнения о питании разделились так, что по этому вопросу трудно прийти к какому-либо выводу. После исследования мнений о погоде возникло подозрение, что четвёртая гипотеза не верна. Но, после изучения концовок сочинений, я убедилась, что сомнения были напрасными. Абсолютное большинство сочинений заканчиваются примерно так: “В целом поездка мне понравилась и я ни о чём не жалею”, “Мне очень понравилось это путешествие. Было очень весело и интересно”, “В памяти на всю жизнь останется за-снеженный Крым”, “Но, конечно, намного больше в нашей поездке было хорошего”, “Эта поездка надолго оставит след, я думаю, у каж-дого её участника”.

Содержательные выводы

В данной работе я попыталась проверить гипотезы, возникшие у меня при чтении сочинений о поездке в Крым учащихся Донской гимназии. Главной гипотезой было, то что содержание сочине-ния зависит от специализации подростка. Она подтвердилась при анализе особенностей каждого сочинения, приведённом в разделе данной работы “СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ”. Подтвердились и осталь-ные гипотезы относительно содержания сочинений.

Проведя контент-анализ использованных в группе сочинений фраз, описывающих увиденные пейзажи, мне стало очевидно, что сочинения девочек содержат больше эмоций, личных впечатлений и ощущений, чем фактов. Для большинства мальчиков “разницы в пейзажах не было никакой”. Для наглядности я привела цитаты из сочинений в пункте “СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ”. Я считаю, что это под-тверждает мою вторую гипотезу о том, что сочинения девочек более эмоциональны, чем сочинения мальчиков.

Построив таблицу упоминаемых мест (она приведена в пункте “ПОСЕЩЁННЫЕ МЕСТА”), стало видно что, о местах, на посещение которых ушёл целый день, имеется наибольшее количество положительных отзывов и упоминаний:

  • Херсонес - 11;
  • Воронцовский дворец -10;
  • Никитский ботанический сад - 6;
  • Ливадийский дворец - 4.

Думаю, что всем ясно, что в первую очередь человек называет те места, которые наиболее по-нравились и запомнились. Отсюда следует подтверждение моей третьей гипотезы о том, что наибо-лее запоминающимися местами оказались те, посещению которых был посвящен весь день пу-тешествия в Крым.

Из таблиц, приведенных в разделе “ПОГОДА И ПИТАНИЕ”, видно, что преобладали отрицательные мнения, хотя для многих это была не проблема, а тема для шуток. Об этом свидетельствует достаточ-ное количество скептических упоминаний о погоде и питании. Моя четвертая гипотеза была на гра-ни срыва, но, как уже упоминалось в разделе “ПОГОДА И ПИТАНИЕ”, рассмотрение общего мнения о поездке привело меня к выводу о верности гипотезы, утверждающей, что погода и питание не повлияли на общее мнение о поездке.

 


Советуем прочитать
Произведения Надежды Гоги

Четвертной №4

 ©Четвертной 2002-2006