[an error occurred while processing this directive]
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Марина Смирных

Внутренний мир внеклассной работы

От редакции:

К началу прошлого, 1996-97, учебного года было сформулировано достаточно много проблемных вопросов по внеклассной деятельности в ДГ. Среди них такие, как: «Кто и почему все свое время проводит в ДГ?», «Не вступает ли в противоречие внеклассная и учебная деятельность?», «Какую роль играет в жизни ребят Гимназия?», «Как относятся родители гимназистов к ДГ?» и другие. Если бы мы сами стали отвечать на эти вопросы, то мы бы скорее всего получили такие ответы, которые мы хотели, а не такие, которые есть на самом деле. В любом исследовании должны быть отстраненность и максимальная беспристрастность. Чтобы получить ответы хотя бы на некоторые из существующих вопросов, мы пригласили для проведения исследования студентку 4-го курса факультета психологии и педагогики МПГУ с кафедры педагогической психологии Марину Смирных. Ею было проведено и оформлено по всем правилам, предъявляемым для курсовых работ, исследование. Чтобы показать, как мы сами выглядим для постороннего взгляда исследователя здесь мы приводим краткое содержание этой работы. Кроме того гимназистам предоставляется возможность ознакомится с образцом студенческой, хотя бы и сокращенной, курсовой работы.

I. Актуальность исследования

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего становятся:

1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Т.е. имеется ввиду, что новые данные о взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое “белое пятно” в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия;

2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить поле деятельности;

3. Потребность в более эффективных исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

4. Потребность в дополнении или переработке психологических рекомендаций с целью их более полного использования теми, кому они даются;

Данное исследование проводилось в Донской Гимназии по запросу заместителя директора по внеклассной работе.

Внеклассная работа Донской Гимназии организована на очень высоком уровне — она проводится постоянно и отличается большим разнообразием форм: кроме обязательной учебной деятельности гимназисты посещают спецкурсы, факультативы, кружки и специализации, участвуют в регулярных поездках, слетах, походах и других выездах гимназии. Кроме этого, весь процесс жизнедеятельности Гимназии отличается большой демократичностью, основанной на взаимоуважении преподавателей и учеников. Безусловно, что такое многообразие интересных дел и предоставленных возможностей делает Гимназию очень популярной в среде учащихся и создает совершенно особый психологический климат в гимназической среде (Гимназия — второй дом). Но преподавателями было замечено, что определенное количество учащихся не только занято во внеклассной работе, но и проводит в Гимназии практически все свое свободное время, оставаясь там до позднего вечера. И постепенно, достаточно тесно общаясь со своими учениками, учителя предположили связь между таким постоянным “проживанием” детей в Гимназии и каким-либо дискомфортом, ощущаемым ребенком в семье, нарушением контакта с родителями.

А если так, то интересно выяснить, что находят дети в Гимназии, почему предпочитают нахождение в ДГ (Донской Гимназии) домашней обстановке.

Как правило, проблемы вытекают из практики и означают собой вопрос, требующий ответа; это своего рода попытка прорваться через неизвестность, впервые к ней прикоснуться.

Постановка научной проблемы предполагает:

1. обнаружение существования какого-либо дефицита информации;
2. осознание потребности в устранении дефицита;
3. описание проблемной ситуации на естественном языке;
4. формулирование проблемы в научных терминах;

Таким образом ПРОБЛЕМОЙ данного исследования следует считать вопрос:

Какие функции выполняет Гимназия в жизнедеятельности учащихся, чем определяется ее ведущая роль в организации этой жизнедеятельности?

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного ОБЪЕКТА исследования, то есть того, на что (или на кого) будет направлен процесс познания. В настоящем исследовании ОБЪЕКТОМ будут гимназисты (все три класса Гимназии — 9-й, 10-й, 11-й — 58 человек) и их семьи, то есть родители.

Тогда предметом исследования (т.е. теми сторонами объекта, которые подлежат непосредственному изучению) в соответствии с выделенной проблемой и объектом исследования будет:

Соотношение между представлениями учеников и их родителей о роли Гимназии в процессе жизнедеятельности детей, о выполняемых ею функциях.

К предмету относится также выявление обусловленности этих представлений уровнем сплоченности семьи, а также личными особенностями детей и их родителей.

II. Разработка концепции исследования

Для того, чтобы исследование оказалось возможным, должен быть конкретно сформулирован ответ на поставленный проблемный вопрос, который представляет собой ГИПОТЕЗУ исследования — главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.

ГИПОТЕЗУ данного исследования можно сформулировать следующим образом:

Нарушение эмоциональных связей ребенка с родителями (отчуждение) выступает как фактор формирования того, что Гимназия начинает играть ведущую роль в процессе его жизнедеятельности и выполняет в ней определенные компенсаторные функции.

Теперь формулирование гипотезы позволяет перейти к ее проверке, предварительно определив желаемый конечный результат исследования и, соответственно, выбор путей и средств для достижения этого результата, то есть ЦЕЛЬ и ЗАДАЧУ исследования.

Цель:

1. Определить закономерности детско-родительских отношений;
2. Выяснить основную мотивацию учащихся по отношению к Гимназии;
3. Установить взаимосвязь между 1-м и 2-м, которая покажет, несет ли Гимназия компенсаторные функции и, если да, то какие.

Исходя из цели исследования, ЗАДАЧА его будет следующей:

1. Внимательно рассмотреть существующие типы отношений между детьми и родителями и на их основании выделить основные закономерности этих отношений;
2. Выяснить уровень включенности ребенка в работу Гимназии и определить основные направления этой занятости;
3. Соотнести 1-е и 2-е;

III. Планирование исследования.

Перед тем, как приступать к проведению исследования, необходимо из приведенных выше основных концептуальных определений исследования выделить основные переменные, которые и будут исследоваться и на основании которых будет сформулировано содержание методики исследования.

Для данного исследования ими будут внутрисемейные взаимоотношения и роль Гимназии в жизни ребенка. Таким образом, именно по этим двум направлениям и будет строиться разработка содержания выбранной для исследования методики.

Кроме того, на данном этапе необходимо определить, какие методы получения данных будут использоваться.

Для настоящего исследования из известных научных методов проведения исследований был выбран метод анкетного опроса, основания для выбора которого будут приведены ниже.

IV. Определение выборки

Объем

Выборку составляет весь ученический состав Донской Гимназии — 58 человек, и их родители — тоже 58, т.к. опрос предполагалось провести на родительском собрании, где присутствовало по одному родителю от каждого ребенка.

Состав по полу

Из 58 учащихся — 33 мальчика и 25 девочек. Родительский состав по полу определился только после проведения исследования: из 44-х заполнивших анкеты родителей 40 мам и только 4 папы.

Состав по возрасту

Учащиеся — подростки (от14 до 17 лет). Средний возраст родителей — приблизительно 40 лет.

V. Выбор метода

Метод — это основной принцип и способ сбора, обработки и анализа данных. Его выбор тесно связан и с выбором методики — формой реализации метода, которая представляет собой совокупность приемов и операций, а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

Для данного исследования из известных научных исследовательских методов был выбран метод АНКЕТНОГО ОПРОСА, который представляется в данной ситуации наиболее полным и подходящим.

Опросы вообще представляются почти универсальными методами, т.к. являются незаменимыми средствами получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности и мнениях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов, и т.п. субъективных состояний отдельных лиц или целых групп.

Обработка открытых вопросов

Анкета для родителей

Чем, по вашему мнению увлекается Ваш ребенок (перечислите):
литература - 21 чел., музыка - 13, компьютеры - 13, театр - 8, история - 5, спорт - 5, иностранные языки - 4, общение со сверстниками - 4, биология - 4, познавательные игры - 4, живопись - 3, фольклор - 2 астрономия - 2, математика - 2, поделки - 2, кино - 1, физика - 1, химия - 1, конструирование - 1, техника - 1, фотография - 1, кулинария - 1, космическая фантастика - 1.

Чем, по Вашему мнению, занимается ребенок в гимназии во внеклассное время?
21 - общением;
27 - специализации, кружки, факультативы и спецкурсы;
3 - не знаю, чем занимается;
2 - нет времени на внеклассные занятия;
1 - не участвует во внеклассной работе
2 - выполняет учебные дела
1 - смотрит видео
1 - участвует в играх

Кто и чем занимается с ребенком дома из родителей?
занимаемся уроками (помощь в учебе в равном количестве отцы и матери) - 18;
разным (когда кто может) - 14;
интеллектуальное и духовное общение (в равном количестве отцы и матери) - 13;
не занимаемся - 6;
хозяйственными делами - 3;
не ответили - 3.

Есть ли у вас общесемейный досуг и какой:
Культурные развивающие мероприятия - 27
Активный отдых - 22
Совместный труд - 9
Праздники - 5
Интеллектуальные игры - 2
Домашние животные - 1
Нет общего досуга - 9
Есть, но редко - 7

Как ребенок занимает время, когда он дома:
Учеба и самообразование - 38
ТV - 17
Компьютер - 11
Общение - 8
Помощь по дому - 7
Отдых - 6
Домашние животные - 5

Как относится ребенок к поездкам в гимназии:
Безусловно положительно - 35
Без энтузиазма - 4

Замечания:

  • Первые 2 года учебы в гимназии - хорошо, третий год - нет времени на поездки / 11 класс /;
  • Выездная учеба, экспедиции - положительно, походы - отрицательно;
  • С удовольствием, но чтобы они занимали не все время;
  • Любит поездки, но иногда ожидает от них большего, чем получает в действительности;
  • Выбирает поездки в зависимости от желания.

Ваше отношение и пожелание к поездкам:
Безусловно положительное - 28

Пожелания:

  • Мне бы хотелось, чтобы дети съездили в Пушкинские Горы /11 класс/;
  • Желательно, чтобы дети посетили Санкт - Петербург /10 класс/.

Замечания:

  • Это не должно быть основным в школе;
  • На более длительный срок и менее далекое расстояние из-за материальных соображений;
  • К походам (с ночевкой на земле) отношусь настороженно - боюсь, что простудится. К другим поездкам - отношусь очень хорошо. Единственное «но» - стало не по карману оплатить даже дорогу;
  • Поездки в теплое время;
  • Желательно, чтобы возвращение в Москву приходилось на время, удобное для встречи;
  • Отношение положительное, хотелось бы на более длительный срок и не так далеко уезжать;
  • Положительное, но дистанция между взрослыми и детьми и ответственность взрослых должны быть больше;
  • Больше организованности во всем;
  • Считаю полезным, но иногда хотелось бы видеть ребенка дома;
  • Положительное, но иногда входят в противоречие с семейными планами;
  • Сделать их более длительными;
  • Больше и разнообразней.

Ваши пожелания по всей внеклассной работе гимназии:
Все устраивает - 5
/ Так держать! /
Нет пожеланий - 19

Пожелания:

  • Больше заниматься спортом, быть на свежем воздухе
  • Она (внеклассная работа) должна быть упорядоченной
  • Брать родителей в поездки, раз у детей нет возможности быть дома (не всерьез)
  • Бродить по Москве и Московским музеям
  • Нужны какие-то «дискотечные» вечера. Очень хочется иметь общую фотографию класса! / 9 класс /
  • Чаще ходить в театр! И больше спорта! Походы на лыжах коллективные!
  • Больше театра, экскурсий, музеев
  • Периодически необходима дискотека
  • Чтобы были спектакли и занятия с младшими / 11 класс /
  • Хотелось бы больше занятий физкультуры - гимнастики (в тренажерном зале);
  • На моего ребенка гимназия оказала чудодейственное влияние, спасла от зажатости, помогла поверить в себя. Большое спасибо всем преподавателям. / 11 класс /
  • Чтобы и в дальнейшем хватило любви и заботы для этой внеклассной работы
  • Больше требовательности к ученикам, а так же помощь при выполнении курсовых работ
  • Больше организовывать поездок и экскурсий и муз. вечеров
  • Найти взаимную заинтересованность
  • не задерживать детей (напр. на репетициях) позднее 21 часа
  • Больше курсовых работ по различным предметам
  • Мало вечеров самодеятельности, молодежных вечеров
  • Кажется, ребята считают, что внеклассные занятия важнее учебы, постараться переломить эти настроения
  • Она должна быть согласована с учебным процессом
  • Создать шахматную секцию в гимназии
  • Мне нравится гимназический театр, но, на мой взгляд, необходимо согласовать эту деятельность с учебой, чтобы не было накладок, учителя и режиссеры должны договориться.

Анкета для детей

Почему Ты решил учиться именно в нашей гимназии?
Случайно (так получилось) - 18,
Знание и образование - 16,
ДГ лучше, чем другие... - 6
Атмосфера в ДГ - 6
Коллектив - 6
Слышали о ДГ - 5
Поездки ДГ - 3
Демократия в ДГ - 1
Решили родители - 1

Чем Ты увлекаешься по жизни?
Поэзия, литература - 18, спорт - 15, музыка - 14, компьютер - 10, общение - 8, поездки и походы - 5, история - 4, живопись - 4, биология - 3, иностранные языки - 3, геология - 2, ТV - 2, шахматы - 2, аквариум - 2, цветы - 2, авантюры - 1, техника - 1, точные науки - 1, химия - 1, конструирование - 1, прогулки - 1, танцы, - 1, кулинария - 1, поделки -1, разное - 13, не знаю - 2

Есть ли у Тебя в семье общий досуг? Если да, то какой?
Активный отдых - 16, нет общего досуга - 12, культурные мероприятия - 7, ТV - 5, праздники - 5, интеллектуальные игры - 5, совместный труд - 4, бывает, но редко - 3, беседы - 3, всегда интересен - 2, уход за домашними животными - 2, есть, но он мне не интересен - 1, спорт - 1

Чем Ты занимаешься в то время, когда дома?
Учебные занятия и самообразование - 44, общение - 13, ТV - 12, отдых - 11, помощь по дому - 8, по- разному - 7, домашние животные и растения - 4, физ. занятия - 3, Компьютер - 3

Кто и чем занимается с Тобой дома из родителей?
учебой - 16,
не занимаются - 12,
разным - 9,
общение - 17,
хозяйственными делами - 2,
интеллектуальное и духовное -1,
• 5 человек не ответило

Находишь ли Ты среди внеклассных занятий в ДГ соответствующие Твоим интересам? Если да, то какие?
театральная студия - 15,
поездки, походы, экспедиции - 14,
специализации - 12,
вечера ДГ - 7,
спец. курс по истории - 5,
конкурсы и турниры - 5,
спорт. мероприятия - 5,
фольклор - 4,
не нахожу - 4,
нахожу почти всегда - 2
тусовки - 2
музеи - 2
экскурсии - 3
геология - 3
посещение театров - 3
психология - 2,
лекции - 1,
БГХ - 1
• 5 человек не ответило

Перечисли наиболее удачные, с Твоей точки зрения, мероприятия, на которых Ты был или в которых Ты участвовал ( в порядке удачливости):
посвящения классов - 12
спектакли перед Новым годом - 9
Вечера: к 5-летию ДГ и вечера классов - 8
экскурсии - 4
походы в театры - 4
театральная студия - 3
журнал - 3
олимпиада - 2
специализации - 2
бассейн - 2
последний лыжный пробег - 1
прием в 8 класс - 1
Последний звонок - 1
музеи - 1

Перечисли наиболее удачные, с Твоей точки зрения, поездки, в которых Ты участвовал ( в порядке удачливости ):
Крым - 21
Смоленск - 19
Изба д.Деревеньки - 19
Новгород - 16
Слеты - 15
Кенозеро - 14
Киев - 12
Вологда - 11
Бологое - 10
Львов - 9
Белое море (Калгалакша) - 8
Ярославль - 5
Кисловодск - 5
Херсонес - 4
Байкал - 2
Урал - зима - 1
Переславль-Залесский -1
Масленица - 1

Как Ты относишься к поездкам с ДГ?
Безусловно положительно - 42
Без энтузиазма - 1
Равнодушно - 1

Замечания:

  • К поездкам - хорошо, к походам - плохо;
  • Маловато будет;
  • Еду, когда могу;
  • Хорошо, но мне не очень нравится то, что в рамках определенного типа поездок выбор места проведения поездки меняется лишь незначительно;
  • Нормально, если они проходят в несадистском темпе.

Как твои родители относятся к поездкам в ДГ?
Безусловно положительно - 36
Без энтузиазма - 2
Почти всегда хорошо - 2
Не знаю - 2
Равнодушно - 1

Замечания:

  • На словах - хорошо, на деле - подозрительно. В 11 классе отрицательно - учиться некогда;
  • Смотря в какое время года;
  • Я с ДГ еще никуда не ездил;
  • Не в таком количестве;
  • Хорошо, но мама боится за меня;
  • Они не любят, когда я надолго уезжаю.

Твои пожелания по всей внеклассной работе ДГ:
Все устраивает - 13
Нет пожеланий - 14

Пожелания:

  • Чтобы ученики доверяли учителям
  • Одна голова хорошо, а две - лучше
  • Меньше планировать, больше импровизировать
  • Увеличить время специализации
  • Больше организованности
  • Все хорошо, но можно больше
  • Сделать ее более компактной, потому что люди, которые всем этим занимаются, не имеют никакого свободного времени
  • Помимо лыжных прогулок в 3-й четверти устроить бассейн / 10 класс /
  • Увеличить время бассейна
  • Начать секцию по футболу. Желательно в воскресенье
  • Больше мероприятий (поездок), в которых участвовала бы вся гимназия и была бы возможность общаться с людьми из других классов во внеучебное время
  • Побольше вечеров
  • Больше ездить в поездки со специализациями (лучше на Кавказ)
  • Хочу, чтобы в ДГ было больше туристских походов
  • Больше поездок, конкурсов, мероприятий
  • Побольше огоньков
  • Чтобы была дискотека
  • Можно сделать этого всего и побольше
  • Побольше и почаще
  • Осмотрите критическим взглядом все, что видите вокруг,
    все творенье ваших рук, находящееся рядом;
    Если чувствуете гордость или удовлетворенье,
    значит, не было, не будет у вас лучшего творенья!

Обработка закрытых вопросов

Закрытые вопросы были подвергнуты статистической обработке, наглядные результаты которой затруднительно привести в этом журнале и поэтому публикуются только выводы.

Выводы:
(Сравнительный анализ детских и родительских ответов)

  1. Прежде всего, выяснилось, что больше половины гимназистов считают, что родители разделяют и поддерживают их ИНТЕРЕСЫ, но, на самом деле, меньше половины родителей уверены в этом, предпочитая ответить уклончиво: «скорее да, чем нет»;
  2. Но зато практически все родители уверены, что им всегда удается находить с ребенком ОБЩИЙ ЯЗЫК; дети тоже в это верят, но не в таком большом количестве - чуть больше половины;
  3. Из воспитательных методов родители предпочитают БЕСЕДУ ( и дети полностью подтверждают это); на втором месте стоит ВНУШЕНИЕ, дети же добавляют к применяемым к ним методам еще и ПООЩРЕНИЕ ( хотя в этом сознается лишь маленькая часть родителей); и дети и родители подтверждают, что такой метод, как ОТВЕРЖЕНИЕ практикуется крайне редко, а вот по поводу ФИЗИЧЕСКОГО наказания возникли разногласия: родители этот метод полностью исключают из списка используемых ими, а в ответах детей этот способ несколько раз появляется; кроме того, дети подтверждают, что у родителей существуют свои собственные оригинальные методы ( например - шантаж );
  4. Право организовывать свое СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ родители оставляют за детьми, практически совсем в этот процесс не вмешиваясь; некоторые считают, что у их детей нет свободного времени;
  5. Дети же предпочитают проводить свободное время ДОМА! Затем у них существует какой-либо другой, СОБСТВЕННЫЙ СПОСОБ проведения времени (который, тем не менее, часто включает в себя или дом или гимназию); и, конечно, ГИМНАЗИЯ; на улице свободное время не проводит практически никто;
  6. Больше половины родителей довольны тем, что дети большую часть времени проводят в гимназии и дети это полностью подтверждают;
  7. Около половины родителей считают, что их дети находят в гимназии занятия по интересам и больше половины детей утверждают то же;
  8. По РАНЖИРОВАНИЮ
    • внеклассные мероприятия:
    первое место разделили - праздничные вечера и участие в спектаклях
    • типы поездок:
    на первом месте - большие летние экспедиции
  9. Как выяснилось, при выборе данной гимназии родителей меньше всего интересовал ПРЕСТИЖ, основной целью было - получение ребенком более глубоких ЗНАНИЙ и только после этого - его ТВОРЧЕСКОЕ развитие.

Но по результатам исследования видно, что в процессе обучения детей родители (больше половины) очень приветствуют все развивающие творческие мероприятия и занятия и постоянную включенность детей во внеклассную работу; довольны тем, что дети большую часть свободного от учебы времени проводят в гимназии; признают, что «им это только на пользу». Они зачастую не имеют общесемейного досуга или он сводится в основном к учебным занятиям с ребенком и практически все согласны с тем, что свободное время ребенок должен организовывать сам.

Таким образом, родители во многом как бы доверяют (если не передают) Гимназии и самим детям их творческое, духовное развитие, на которое где-то, в чем-то у них самих не хватает времени или возможностей, так как все-таки основную свою задачу они видят в обеспечении ребенку хорошего образования.

Предположенное в Гипотезе исследования отчуждение в семье в результатах опроса не выражено, т.к. дети получают достаточно внимания, но оно в основном имеет определенную направленность - интеллектуальное развитие детей для повышение общеобразовательного уровня.

Т.о. результат проверки гипотезы корректируется следующим образом: Гимназия является для детей необходимым ПРОДОЛЖЕНИЕМ их семейного воспитания, обеспечивая им духовный рост и творческое развитие.

От автора:

Мне было очень интересно и приятно окунуться в ваш внутренний мир, частью которого себя ощущаешь сразу, как только к нему прикасаешься. Пусть все ваши пожелания исполнятся.

Спасибо за сотрудничество всем, всем, всем - преподавателям, гимназистам и их родителям. Живите дружно. Желаю удачи!


Советуем прочитать
Произведения Марины Смирных

Четвертной №4

 ©Четвертной 2002-2006