[an error occurred while processing this directive]
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Игорь Паша

КАРТИНА

Девушке из сказки

В старые-стародавние времена в одном селении жил-был гончар. Он обжигал из глины незатейливую утварь, и это ремесло его кормило. Еще гончар писал картины и дарил их своим знакомым. Все восхищались гончаром: «Он славный и такой способный! И почему не стал он живописцем?» При этом соглашались, что, будь он попрактичней, имел бы за свое художество большие деньги.

И вдруг селение облетела весть о смерти гончара. Как оказалось, он давно забросил ремесло и жил картинами, причем отказывал себе во всем, чтобы иметь в достатке краски, кисти, масла и лаки, рамы и холсты. «Ах, бедный наш гончар! - вздыхали сердобольные сельчане, - Как страшно, будучи талантом, умирать в нужде!» А некоторые, наоборот, считали его путь примером. «Жаль, конечно, - говорили. - Но, согласитесь, какая славная кончина - с кистью у мольберта!»

Похоронили гончара нешумно. Когда священник отпевал его, тем, кто стоял у гроба, как будто бы почудилось, что грудь покойника приподнялась и что-то вышло из нее. На сорок дней у изголовья могилы поставили плиту, на ней был выгравирован крест и выбито единственное слово: гончару. А в годовщину смерти распустилась на той могиле черная роскошнейшая роза. Все жители ходили посмотреть на это диво. Какой-то пылкий юноша пытался срезать цветок, но исцарапался об острые шипы, и руки его отнялись. Тогда возлюбленная юноши облила розу керосином, однако роза стала лишь краше и благоуханнее, а девушка ослепла.

Как-то июльской ночью, в полнолуние, в селении пропали все картины гончара, а на стенах неверным светом мерцали рамы, из пустоты которых доносились голоса. Перепугались жители. Но более всего страшило то, что поутру картины стали то появляться на прежнем месте, то снова исчезать. И по селению прошел недобрый слух, и в одночасье полотна вместе с рамами сожгли. Из труб валил такой густой тяжелый дым, что почернели крыши. Нетронутыми сажей остались лишь церковь и некий домик на краю села.

Сельчане набожно крестились и каялись в грехах. Они не знали, что картины пропадали по велению розы. Сначала в предрассветные часы, когда в домах все спали, та вызывала их и говорила о художнике, который слишком рано обрел покой, о том, что каждая из них - частичка его души и бытия, а значит, живописца можно сообща вернуть из тлена. Наказывала роза в полнолуние явиться всем картинам вместе, чтобы овеял их волшебный аромат, они слились, и вышел тот, кто заново все перепишет и проживет счастливую большую жизнь. Когда в означенную ночь все собрались и черная волшебница раскрылась в лунном аромате, ничего не вышло. «Одной картины с нами нет, - досадливо сказала роза. - Устройте чехарду с исчезновением и появлением, и станет ясно, где она. Тогда я призову ослушницу».

В том доме на краю села жила одна молоденькая девушка. Она была мила, она встречалась с гончаром, он ласково ее звал Лю (что значило: любимая) и увлекал рассказами о живописи. Лю слушала с большим вниманием, просила написать ее портрет, на что гончар ей виновато отвечал, что не находит все еще для этого портрета лучшего решения, зато, когда найдет, получится шедевр. «О, да!» - посмеивалась деликатно Лю. Она не говорила гончару, что ее девичьи года короче сроков, отпущенных на творчество свободному художнику. Не говорила также, что в угоду скоротечной молодости имела в жизни и другие интересы. Тем неожиданнее она однажды заявила: «Ты замечательный, гончар! Но, знаешь... Есть проблемы, которые мне следует решить. Как только я пойму все, я приду к тебе».

Гончар ждал долго, очень долго. Все это время он писал пейзажи, потом решился взяться за портрет, пытался выполнить его и так, и этак - не получалось: ускользало что-то важное. Гончар ужасно огорчался, ругал себя, искал ошибки, мучался бессонницей - и, изнуренный, он обратился к сатане.

- А, знаю-знаю! - протянул, кивая, дьявол. - Многие не прочь расстаться с жизнью ради создания шедевра! Тщеславие - оно такая штука! И ты туда же?

- Нет, - возразил гончар, - я только за советом.

- Как это верно - только за советом! Вот мой совет: живи, гончар! Пусть у тебя шедевров будет много, а плата - твоя душа!

- Так я не согласен.

- Ты хочешь сам? Как знаешь! Но я на этот случай не советчик.

- Я этого не знал.

- Ну да! Поди, еще как знал, а?

- Прости, лукавый.

- Чего уж, всякое бывает! Но за вызов надо заплатить, таков порядок.

- Да, - признал гончар. - Вот жизнь моя.

- Жизнь, - хмыкнул сатана. - Пусть будет жизнь... Жизнь за любовь, за то, с чем я всегда боролся, - как много и как мало!.. Недели на последнюю картину хватит? Успеха, мастер!

Срок небольшой, но мастер справился. Белесый холст покрыло маковое поле, за ним деревьев ряд и светлый домик. На ближнем плане голый человек с собакой, стоял он на округлом травянистом островке, который плыл по-над землей, высвечивая носом воздух. А впереди по курсу выступала девушка, она была обнажена, держала у груди кувшин с водой и казалась близкой, хотя ее и остров разделяло поле. И видно было, что человек ужасно одинок, что проплывает перед ним все то, что в этой жизни он потерял, - и дом, и небо, и тепло родительской семьи, и дружбу, и любовь, - и девушка с кувшином - вероятно, его мать, к ногам которой он готов припасть, чтобы просить прощения и радоваться, испив воды из светлого сосуда. А если девушка - видение, которое пройдет через минуту, то, глядя в никуда, он будет продолжать стоять, пока его корабль-остров не прекратит земной облет, а это значит вечно.

Картину эту гончар за день до смерти отправил своей зеленоглазой Лю, на обороте приписав слова, которые он нашептал ей в день первого их поцелуя.

Почему я зову ее Лю
И весь день это имя твержу,
А короткою ночью не сплю
И из дома к реке выхожу?
Потому что я парус креплю
И команду лихую бужу,
А иначе не плыть кораблю,
Даже если ему прикажу.

Все ж зачем я зову ее Лю ? -
За глазами и словом слежу
И не ведаю, как поступлю,
Если скажет она: ухожу.
Почему я зову ее Лю?
Дело ясно любому ежу:
Потому что - ну, так я сужу -
Эту Лю больше жизни люблю.

И вот ослушница-картина предстала перед черной розой и рассказала ей о сделке между дьяволом и гончаром. «Понятно, - проронила роза, качнув бутоном, - все дело в девушке. Гончар воскреснет, когда она к нему придет. Так что ж, пора, красавица!»

Красавица откликнулась, увидев в эту самую минуту пустую раму на стене. Ей сразу вспомнился гончар, ей стало все понятно. Она купила четыре белых розы и с ними пришла на кладбище. Но только положила у плиты цветы, как те пожухли и растворились в облачке дурмана.

Едва живая вернулась девушка домой. Легла, горит и кружится в тумане и видит лишь картину над кроватью. Ожила картина, корабль-остров медленно поплыл, а человек на нем стал гончаром и девушка с кувшином двинулась ему навстречу. Гончар сошел на землю, прижался к девичьим ногам, поднял глаза.

- Лю, милая, - сказал он, - ты пришла!

- Пришла, гончар. Прости, что поздно.

- Ну что ты, Лю!

- Гончар, ты будешь жить, как только выпьешь из моего кувшина.

- И мы будем вместе?

- Да, если в нем останется воды.

- Тогда я лишь глоточек!

Сказал, отпил, завяла роза черная, восстал гончар, а девушка так и не вышла из тумана.

- Вода в кувшине оставалась, - произнес гончар, увидев в золоченой раме дьявола. - Ты поступил нечестно.

- Вот уж не надо! Кувшин с водой был на картине, которой нет. Поэтому и девушки не будет. Она тебя ведь обманула.

- Она решала свои проблемы.

- Ну, значит не решила.

- Я заплачу тебе за Лю моей душой. Верни ее.

- Не стоит, дурачок.

- Но я люблю ее, она дороже всех мне!

- Ты дорожишь ей как художник, а это не любовь.

- Верни ее, лукавый.

- Ох, мальчик!.. Я не повторяю дважды. Значит, девушку в обмен на душу?

- Да, на мою душу и жизнь.

- И жизнь в придачу?

- Душа - это любовь, а без любви нет жизни

- Красиво сказано, ей-богу! Твоя история войдет в анналы!

. . . Когда настало утро и в небо вышло солнце, оно увидело селение по-праздничному чистым. Дорога прибрана, заборы и дома все заново покрашены, и золото церковных куполов свежо и величаво. Сельчане улыбались друг другу, радовались. А то что были сожжены картины гончара, не удручало. Ведь хорошо известно, как сладко засыпает память, когда приходит светлый праздник и наполняет жизнь покоем.

Вы спросите: а как же девушка? Отвечу. Она удачно вышла замуж, и было у нее все хорошо. Но вот что странно: каждый год в канун зимы, ко дню ее рожденья, расцветали на заброшенной могиле гончара четыре белых розы.

Август 1997

 

Комментарии

Аня Альметова
Я думаю, эта сказка о несовместимости таланта и счастья.

Гончар - добрый бескорыстный человек, наделенный не только талантом, но и редким даром любить (по-моему, любовь и творчество (талант) редко сочетаются в одном человеке: если у человека талант от Бога, то он обычно бывает одинок). Ради любви гончар пожертвовал и жизнью, и душой. А девушка вряд ли любила гончара.

В любом случае гончар не должен был обращаться к дьяволу, это его ошибка. Он должен был обратиться к Богу. Бог наверняка помог бы гончару, и конец у этой истории был бы совсем другой - правда, я не могу сказать какой.

Дина Гуторова
Это сказка о сожительстве зла, любви, творчества и обмана. У гончара это любовь и творчество, у девушки - любовь и легкомыслие, у черной розы - творчество и ее возможности, у дьявола - зло, обман и сочувствие.

Творчество в этой сказке - это необычайная сила, способная сделать очень многое. Оно не воскресило гончара лишь потому, что помешали более сильная любовь и договор, честное слово. Гончар умер от тоски по Лю, и его последняя картина - это выражение тоски и просьба к девушке вернуться. Белые розы появляются на могиле гончара каждый год в канун зимы как символ того, что девушка, встречая свой день рождения, вспоминала о гончаре.

Дьявол представлен в сказке стариком, который с неохотой и по старинке выполняет свою работу. Черная роза - это людская память и творчество человека. Густой тяжелый дым от горящих картин свидетельствует о заключенной в них огромной силе искусства.

Гриша Мурашов
Я думаю, что эта сказка о гончаре. Наверное, он хороший человек (был). И девушка хорошая, она отдала ему свою юность, а быть невестой гончара - дело нелегкое, тем более что она его любила. Черная роза, оказывается, тоже хорошая, она хотела как лучше, а получилось как всегда. Вот сатана нехороший: он подстроил так, что гончар остался жив, а девушка по имени Лю осталась в картине. Но гончар уступил право жить девушке.

Гончар отдавал творчеству большую часть своей жизни, а на любовь времени не оставалось. Мораль у сказки такова: если ты гончар, то не пиши картины, а если ты учитель физики, то на кой тебе черт сочинять сказки.

Наташа Сошникова
«Картина» - это сказка о жизни:
сказка о прекрасном,
сказка о чудесном,
сказка об искусстве,
сказка о любви;
сказка об ужасном,
сказка о противном,
сказка об ошибке,
сказка о всевечном -
сказка о любящей душе.

В каждом человеке сочетаются добро и зло. Гончар при жизни творил только добро, но если добро не оплачивается добром, оно переходит в зло. Так и случилось после смерти гончара. Черная роза - то равнодушие, с которым относились к нему селяне, она - месть за смерть гончара.

К гончару можно подходить двояко: с точки зрения добра и зла и с моей точки зрения. В первом случае он поступил благородно - отдал свою жизнь за любовь к любимому человеку и его жизнь. Но посмотрим по-другому.

Гончар, зачем ты жизнь отдал за веру и любовь?
Твоя ведь Лю молчит, не режет вены в кровь.
Она тиха, спокойна, как утренний рассвет,
И не умрет от боли в расцвете своих лет.
А ты... страдал из-за нее всегда!
Зачем? Ведь жизнь - азартная игра.

О девушке, любви и дьяволе:

Сердце ее как камень
Твердый, холодный, мрачный.
Она не придет на могилу
И не поплачет страшно.
Белые розы. К чему же?
Ему они теперь не нужны.
Ах, если бы не четыре,
Их было, а только три!..

Любовь и дьявол неразделимы.
Любовь и дьявол несовместимы.
Но почему, когда мы любим
И жаркий пыл мы не забудем,
Способны душу мы отдать,
И честь, и совесть, - жизнь продать?

Тем не менее, я думаю, что сатана - положительный герой. Он заставляет девушку задуматься о бытии и дает гончару хороший совет. Кроме того, он ясно видит свое превосходство над гончаром и, обладая чувством юмора, подтрунивает над ним. Мне кажется, что за лицом дьявола проглядывает лик автора, немножко иронизирующего над любовью. Это очень оригинальная точка зрения, и я ее принимаю.

Дима Орлов
Как в жизни все сложно! Оказывается, творчество - порождение любви. Оно словно превосходит ее, убивает и занимает место, еще лучшее, чем место «матери». Получилось, что любовь гончара трансформировалась, превратясь в способность творить прекрасное.

Но для совершения такого перехода необходима энергия извне. Такой энергией обладал дьявол. К нему и обратился гончар. Встает вопрос: как соотносятся любовь и дьявол, который в сказке превращает ее в шедевр творчества. Могу сказать лишь, что они несовместимы и, более того, противоположны по своей структуре.

Перейдем к сюжету сказки. После смерти гончара события развиваются очень странно: картины оживают, появляется какая-то загадочная черная роза. По-моему, она - это творчество гончара, его страдания, попытки создать что-то прекрасное. И, когда мастер оживает, энергия от дьявола пропадает и все встает на свои места: любовь занимает свое место, а творчество свое. Бывший покойник вновь, по-прежнему любит свою Лю, но ее уже нет (или еще нет!?) в живых. Тогда он во второй раз решает покинуть этот мир, теперь уже лишившись и души, и картин и оставив здесь свою любовь к девушке, - покинуть, чтобы вернуть к жизни саму эту девушку, несмотря на то, что она была с ним так жестока.

Когда все это произошло, перед нами предстает картина празднично-чистого, опрятного, величаво выделяющегося на фоне «приевшихся» пейзажей природы (ой, что я сказал!)... Ну так вот, все дома чистые, эмоции положительные, солнце все из себя такое светящееся... Народ забыл о гончаре и о его картинах как о чем-то похожем на страшный сон, который приходит и уходит, почти никогда не принося за собой ужасных последствий. И только розы на могиле гончара напоминают о том, что все в этом мире постоянно умирает и возрождается и лишь любовь бессмертна. Розы эти - символ победившей в схватке с тщеславием любви.

Ну вот и все, вроде бы, что я хотел сказать об этой сказке о творчестве, любви и жизни и их переплетении.

Аня Немцова
У гончара хорошо развито воображение: он считал, что Лю будет ждать его все время, несмотря на невыполненные обещания (в частности, портрет). Эгоистичность и немного тщеславия - очень плохие качества гончара. Он не думал и не хотел задумываться о том, что Лю скоро утратит свою красоту. Написав портрет, гончар хотел прославить себя и сделать приятное девушке, поэтому искал лучшее решение так долго, что Лю в конце концов от него ушла. Когда он опомнился, то решил вернуть девушку, но так как с портретом у него никак не получалось, он в отчаянии обратился к дьяволу, что явилось роковой ошибкой. Мораль: никогда не принимай поспешных решений, тем более на несвежую голову.

Если бы гончар взялся за портрет раньше, когда у Лю было терпение, он не оказался бы в такой ситуации, ему не пришлось бы встречаться с дьяволом. Сатана - это всегда смерть, это олицетворение смерти. В этой сказке дьявол борется с любовью. На самом же деле он должен быть рад, что любовь существует, так как очень часто люди именно из-за нее продают ему душу и жизнь.

Лю - это обычная девушка, у которой не бесконечное терпение и которая, как все девушки, любит, чтобы ей уделяли внимание. Лю ошиблась только в одно: она ушла от любимого и не вернулась. Гончар - натура творческая, чувствительная, поэтому девушка должна была хотя бы поговорить с ним и все ему объяснить.

Сказка, по-моему, заканчивается хорошо, в ней есть happy end. Лю встретила новую любовь и вышла замуж, но сохранила память о гончаре. Душа гончара успокоилась, поэтому селение стало празднично и чисто.

Андрей Любилкин
Прочтешь эту сказку - и кажется, что если и не все происходящее в ней хорошо, то по крайней мере все персонажи в целом положительны. Но это не так.

Начну с Лю. Она с самого начала не любила гончара, но ей, обычной девушке, каких немало, очень льстила его любовь. Лю находила в ней свою заслугу, поэтому какое-то время с игривым интересом ее поддерживала. Потом, естественно, гончар наскучил. Лю сообщила ему об этом мягко, как бы извиняясь, как бы сожалея, как бы на что-то еще надеясь. По сути же она его прокинула. Лю понимала это, но в укор себе не ставила, потому что, повторяю, не любила гончара и небеспричинно верила, что у обычной девушки все должно быть по-обычному, а значит, хорошо.

Гончар - тот попросту зациклился. Мог бы, к примеру, съездить в город, потусоваться там среди художников, расширить кругозор, - короче, укрепить свои позиции. А он как тетерев, как гений местного значения, который понимает свободу творчества в возможности без помех взращивать плоды любимых дум и кормить ими не слишком разборчивую публику. Естественно, такую свободу хочется вознести до небес, и гончар, сам того не подозревая, ставит ее выше своих чувств к девушке, на что резонно указывает ему сатана. Собственно и обратился-то к дьяволу гончар затем, что, будучи не в состоянии сам решить чисто художественные проблемы с портретом Лю, почувствовал свою свободу сильно ущемленной.

А дьявол есть дьявол, он совершенно классно укатал клиента. Слегка польстил, чуть-чуть потрафил, немного подзавел, не к месту посочувствовал - и вот наш мастер в категоричной форме отказался от жизни и души. Заметьте: дьявол овладел душой без видимого обмана и насилия - лишь капелька умело преподнесенной правды! Конечно, сатане было заранее известно, чем закончится его беседа с гончаром, но как свежо и терпеливо отыграл он свою партию! Цинично? Не то слово!

С сельчанами все просто: конструктивные ребята. Представьте, что Вам на улице за поллитру предлагают что-то стоящее. Возьмете или заплатите по должной цене? Ну, ладно-ладно, не кокетничайте! Я тоже возьму. Еще похвастаю при случае, что на халяву перепало. Вот и сельчане в сказке туда же, чем они хуже?

Наиболее поэтичные образы - черной и белых роз - понимаются неоднозначно. Такое ощущение, что черная роза - это некая особа, действительно любившая гончара, - другая девушка, а может, мать его, - причем любившая настолько сильно и нерационально, что для его возвращения растоптала все, ради чего он жил. Белые розы на заброшенной могиле гончара не могут быть выражением теплой памяти девушки. Скорее, их появление ко дню ее рождения говорит о том, что не все у Лю на самом деле хорошо после замужества, что носит она в себе болезненную печаль по прошлому.

Как видим, все герои сказки отрицательны. Несмотря на романтичность образов и теплоту красок, сама сказка жесткая и холодная, и в этом неожиданном контрасте ее парадоксальная привлекательность.

Гончар
Интересно посмотреть на себя со стороны. Осведомленность сказочника не удивляет, его рукой водили надлежащим образом. К тому, что у него написано, добавлю, что не считаю себя жертвой разрушительной любви. Ей суждено было ко мне придти, она пришла, и я ей не противился, а был безмерно счастлив и благодарил судьбу. Однако всему свое время, а время, уж поверьте, - на все на свете - распределяет сатана. Как сложится судьба у Лю, мне хорошо известно, но говорить об этом не могу. Скажу лишь, что, будь я с вами, по-прежнему любил бы эту девушку из сказки.

От Автора

- Это запах дьявола, - сказала она.
- Совсем нет, - возразил Мелькиадес. - Установлено, что дьяволу присущи серные запахи, а тут всего лишь чуточку сулемы.

Г. Маркес, «Сто лет одиночества»

Все началось с того что, возвращаясь с группой Леши Обухова из Кисловодска, я присел у окошка в жарком и душном грязноватом плацкартном вагоне. Так и сидел, скукожась, покуда не услышал: «А напиши-ка сказочку про гончара». Хорошая идея! Все лучше чем без толку томиться. Я достал блокнот и ручку. «В старые-стародавние времена в одном селении жил-был гончар», - оформилась исходная строка. Ну ладно, а что, собственно, я знаю о гончарном деле? Что что-то где-то обжигается. М-да, не густо.

Посетовав на узость кругозора, я направил действие в изведанное русло любви и живописи, но импульса хватило лишь на один абзац, после чего гончар скончался. «А ты не отстраняйся от сюжета», - послышался совет. Я внял ему, представил, что я гончар, а Лю - это она, и только с трепетом поведал о ней читателю, как на моей могиле распустилась роза. Откуда? Кто такая? «Жена», - шепнул мне голос. «От это здорово! - потер я руки. - Ща что-нибудь придумает и вытянет меня из гроба». И точно: та воплотила такой мудреный план спасения, что я во всем решительно запутался и, потный, лег отдохнуть на верхней полке. Куда там! Тут же отовсюду закричали:

- Не стыдно? Девушка из-за тебя погибла, а ты разлегся!

- А что мне делать остается? - огрызнулся я и повернулся к стенке. - Полежу-поплачу.

- Нужны ей твои слезы!

- А что ей нужно?

- Ей жизнь нужна!

- Моя? - подбросило меня. - Да что ж она теперь, маньячка?!

- Она твоя любимая! Верни ее, ей надо жить!

- А-а, ну так бы сразу и сказали.

Со словами: «Не, ну ясно, я люблю ее - еще бы! - сплю и вижу, как тут не любить?» - я тяжело спустился вниз и поскорее умертвил себя, а Лю отправил замуж, с глаз долой, чтобы никто уже меня не трогал, не воскрешал и не мешал лежать на верхней полке. Согласен: небесспорное решение. Но это все из-за нее, из-за любви: уж больно не хотелось изводить проклятой духотищей ни милую жену, ни восхитительную девушку из сказки.

 


Советуем прочитать
Произведения Игоря Паши

Алоя
Три жизни

Четвертной №5

 ©Четвертной 2002-2006