Дмитрий Петров
ИНТЕРВЬЮ С Э.Б.ФИНКЕЛЬШТЕЙНОМ
В конце января 1998 года в актовом зале ДНТТМ проходило учредительное
собрание Юношеского научного общества (ЮНО), на котором присутствовали
представители различных школ Южного Округа г.Москвы и Департамента
образования ЮАО. Нашим корреспондентом было взято интервью у Эдуарда
Борисовича Финкельштейна, руководителя и куратора программ по науке
Департамента образования ЮАО.
Корреспондент: Расскажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь?
Эдуард Борисович: Во-первых, я занимаюсь некоторой наукой,
которую можно назвать «Модели мышления», во-вторых, некоторой практической
частью, которую можно назвать «Теория и разработка элементов развивающей
среды», изучающей различные объекты, которые помогают детям и взрослым
играть, думать и действовать, включая различные игрушки, обучающие
программы, конструкторы, тексты и т.д. А третья часть – это работа,
связанная с организацией научной и методической деятельности в Округе.
Вот три основных составляющих.
Корр.: А что Вы ждете от ЮНО?
Э.Б.: Прежде всего, чтобы оно начало работать, чтобы сместить
акценты от заучивания, от передачи информации к смыслам, свершить
переход от репродуктивной деятельности к продуктивной, а это возможно
только если начнутся занятия исследовательской, проектной работой,
когда люди сами начнут создавать какие-то свои продукты – это основное.
И второе, возможно, это средство возбудить интерес к исследовательской
деятельности, без которой вообще невозможно никакое развитие.
Корр.: Вообще Вы считаете приоритетными в работе учебного
заведения систему дополнительного образования (кружки, специализации
и т.д.) или систему базового образования (уроки, лекции)?
Э.Б.: Я считаю, что основное – это осмысленная часть действия,
и она может быть как в базовом, так и в дополнительном образовании.
Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев, то, что называют дополнительным,
как раз и должно быть основным, но это не везде. Есть места, где
и в базовом образовании ведется глубокая и осмысленная работа.
Корр.: Я знаю, что это не первое Ваше знакомство с Гимназией,
была поездка в Англию и другие встречи. Каково Ваше впечатление
о том, что делалось здесь до настоящего момента, о тех учениках
Гимназии, с которыми Вы знакомы?
Э.Б.: У меня впечатление о том, что здесь происходит самое
положительное, потому что это превосходная работа. Я рассчитываю,
что за этим последуют многие другие школы и внешкольные учреждения.
В целом сегодня из-за ослабления финансирования научной деятельности
снизился интерес к этому, но я все-таки уверен, что это явление
временное, и тогда те, кто начал раньше, окажутся в лучших условиях.
Корр.: Какие Вы видите перспективы дальнейшего сотрудничества
с Гимназией?
Э.Б.: Я думаю, что это дальнейшее развитие окружных конкурсов,
разных печатных органов, создание научно-популярного журнала, сборников
работ, начало работы ЮНО - все это пути развития нашего сотрудничества.
Корр.: Вы, наверное, знакомы с системой специализаций ДГ.
Какое из направлений наиболее Вам близко и интересно?
Э.Б.: Трудно сказать, меня интересуют две вещи: возможность
интеграции различных областей знания и анализ тех способов, которыми
человек познает, модели мышления. Поэтому выбрать узкое направление
мне здесь сложно.
Корр.: Что бы Вы могли пожелать выпускникам ДГ?
Э.Б.: Мое пожелание состоит в том, чтобы они продолжили
образование в каком-нибудь хорошем месте, а самое главное - с хорошими
людьми, потому что часто дело заключается не в самом учебном заведении,
а в людях, которые там работают. Пожелание состоит в том, чтобы
найти таких людей, с которыми им будет интересно и которые помогли
бы им продолжить свое развитие.
Корр.: Спасибо.
Советуем прочитать
Четвертной №7
|
 |