[an error occurred while processing this directive]
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Инна Бирич

АНТРОПОГЕНЕЗ КАК ПРОЯВЛЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЕ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА ВСЕЛЕННОЙ. ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ФЕНОМЕНА ЧЕЛОВЕКА.

«Тайна бытия человеческого
не в том, чтобы жить, а в том,
для чего жить...»
Ф.Достоевский

«Человек - садовник космогенеза»
К.Циолковский

Мы живем сейчас в такое время, когда в человечестве накопилось громадное количество научных и культурологических дисциплин, описывающих строгие законы Мироздания, с одной стороны, и разнообразную деятельность человека, - с другой. Причем, на фоне фундаментальных принципов развития, которым беспрекословно подчиняется вся Вселенная - от далеких галактик до маленькой Земли, деятельность человечества кажется на редкость хаотичной, в ней трудно найти свои алгоритмы. Если только не встать на точку зрения Л.Гумилева, утверждающего, что развитие любого этноса входит в геобиоценоз планеты и потому история каждого народа имеет свои начало и конец. Ученый даже высчитал среднюю продолжительность этой истории, верную для любого региона. Увлекательная версия, особенно на фоне падения авторитета методологии исторического материализма. Не будем, однако, торопиться с выводами. Мы, конечно, принадлежим планете, но не только ей.

Настало время разобраться в этом количестве наук и представлений о Мироздании и в том, что же все-таки делает человек на Земле. Есть насущная потребность найти точки соприкосновения естественных и гуманитарных наук, науки и искусства, философии (а внутри философии - различных ее ответвлений) и религии - в общем, связать концы с концами и попытаться найти единые константы (начала) Бытия.

Эту задачу всегда брала на себя философия. Каждая эпоха оставляла современникам и потомкам свою картину мира, пока она ни входила в противоречие с самой жизнью: ведь жизнь, слава Богу, нельзя уложить в схему. Но это вовсе не означает, что философия, в силу своей теоретической ограниченности, не имеет никакой культурной ценности. В качестве инструмента самопознания эпохи уровень философии отражает и фиксирует способность человеческого сообщества познавать мир. Развивается эта способность, развивается философия. Наряду с содержанием философии от эпохи к эпохе меняется и развивается ее методология, расширяется спектр ее интересов. Потому мы можем назвать философию своеобразным духовным зеркалом, в котором эпоха видит свой идеальный образ, свой фрагмент Бытия, всегда смещенный по сравнению с предыдущим видением. Эпоха смотрится в это зеркало и корректирует себя в соответствии с отражением до тех пор, пока не соображает, что зеркало «искажает» ее сущностные черты. Настает пора исправлять «кривизну оптического фокуса отражения». И тогда философия пересматривает свои взгляды, меняет их аксиоматику. Вот такой очередной момент философия переживает сегодня - в конце XX века, и не только наша, отечественная, а во всем мире. Свою лепту в этот процесс хотим внести и мы.

Громадный рывок вперед должна сделать философская антропология, понимаемая нами как учение, фиксирующее процесс становления человека духовного. В конце XIX века философская антропология из-за ограниченности материалистической методологии добровольно отдала эту проблематику нарождающейся научной дисциплине - психологии и лишила таким образом человека XX века возможности смотреть на себя с идеальной стороны, т.е. в категориях всеобщности. Это можно исправить при условии, если учение о человеке развивать совместно с учением о сущности и формах Бытия (онтологией), учением о способах его познания (гносеологией) и учением о преобразующей деятельности человека (культорологией). До сих пор развитые философские и религиозные системы, претендующие на владение Истиной, исследовали эти проблемы порознь и потому, хоть и приблизили нас к ней частично, но не помогли нам овладеть ею. Истина каждый раз оборачивалась к нам в историческом процессе своей неожиданной стороной.

Только русская религиозная философия принципиально начиналась как «философия Всеединства» (В.Соловьев), и в этом русле синтеза работали в условиях эмиграции и другие наши философы XX в. Рамки данной работы не позволяют нам подробно исследовать характерные особенности их философских устремлений, хотя мы и коснемся их во второй главе, в контексте истории русской культуры. Содержательно это не входит в нашу исследовательскую задачу, но мы сразу же хотим заявить, что наши представления о человеке, его творческом назначении в мире и восхождении в области культурной деятельности лежат в русле идей русской философии, а также философии «русского космизма».

Эти идеи, несомненно, опережали свое время. Только в конце XX века, в немалой степени благодаря фундаментальным исследованиям в области космологии и теории систем, особенно открытию антропного принципа жизни Вселенной, мы возвращаемся к наследию русской философии, чтобы развивать ее методологию философского синтеза дальше.

Новая философская картина мира, а это значит открытие новых универсалий, всегда связана с изменением ее аксиоматики, с новым прорывом интуиции, с расширением значений основных философских категорий.

Так, совершенно необходимо вывести философскую антропологию из плена обобщений эмпирического опыта существования «среднестатистического» (социологизированного и психологизированного) человека, с одной стороны, и с другой, - не впасть в соблазн подмены описания живой жизни человека становящегося неким абстрактным принципом «всеобщего человека», существующего вне времени и пространства. Человек имеет парадоксальную природу, не укладывающуюся в рамки одной какой-либо философской или научной методологии, пусть и чрезвычайно логически и инструментально аргументированной. И это прежде всего касается материалистической диалектики - с ее жесткой дихотомией в анализе мира, который представлен в ней как арена непрерывной борьбы противоречивых сторон действительности, стихийного перехода количества в качество, а механизм его эволюции основывается на принципе... двойного отрицания (!) и редукционизма (сведения сложного к простому). Парадокс как философский подход гораздо глубже отражает сложность мира, потому что вносит в его описание ценностный аспект и дает импульс для творческого разрешения проблемы (Фриауф В.).

Выйти на новое осмысление феномена человека нам помогут новое понимание Эволюции мира как фундаментального свойства Жизни и представление о Жизни как явлении... духовном. Идет активный пересмотр самого понятия «жизнь».

* * *

Современные биология, биофизика, космология, комплексная теория систем отказались от концепции редукционизма в объяснении жизни и определяют ЖИЗНЬ как явление ЭКВИФИНАЛЬНОСТИ, когда ЦЕЛЬ («финал») зарождающейся системы («зародыша») становится изначальной ПРИЧИНОЙ ее РАЗВИТИЯ. Эквифинальность есть свойство живой системы, встроенной в более широкую, по своим признакам на нее не похожую, которая, в свою очередь, встроена в следующую и т.д. Это означает, что источник или цель развития системы всегда находится за ее пределами и является для нее систематизирующим принципом, что позволяет нарождающейся системе конкретно и полно проявить себя в многомерности и неопределенности Бытия. Мерой же неопределенности, как известно, является ИН-ФОРМ-АЦИЯ - некое содержание, уложенное в форму (образ, символ, знак, формулу). Значит, ЦЕЛЬ имеет информационную природу.

Но не всякая информация становится целью для системы, а только та, что обретает для нее СМЫСЛ - освоенный способ структурировать, соподчинять разрозненные элементы Бытия, вбирать их в себя, усложняясь и становясь постепенно самоорганизующейся и открытой системой, способной взаимодействовать с другими. Понятно, что в нашем рассуждении слова «ЦЕЛЬ» и «СМЫСЛ» определяют одно и то же состояние системы: «цель» характеризует ее со стороны, «смысл» - изнутри. Это состояние можно сравнить с МАГНИТОМ, устанавливающим силовые линии внутри сферы действия своего магнитного поля, становящегося стержнем системы и упорядочивающего все формы движения, находящиеся под воздействием этих силовых линий.

Антиподом целевой информации служит энтропия - мера неупорядоченности элементов в системе, их хаос, броуновское движение. В одном случае открытость, цель, сила, смысл (образ), упорядочивание. В другом - замкнутость, бесцельность, бессилие, бессмысленность (безобразность), бессистемность, хаос. ЦЕЛЬ образует ЦЕЛостность и дает толчок для развития этой целостности. Энтропия зарождается в замкнутой системе, свидетельствует о накоплении инерции, что приводит жизнь к разложению.

Итак, ЖИЗНЬ ЕСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ХАОСА И УПОРЯДОЧИВАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЫТИЯ. Она там, где есть цель, целостность, системность, открытость и развитие, что дает ей возможность порождать новые формы Бытия. ЖИЗНЬ ЕСТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СИНТЕЗА.

Это очень общее определение жизни, но оно позволяет нам по данным свойствам соотнести между собой самые разные формы ее проявления: от космической и духовной до органической, от биосферы планеты до ноосферы, социальной материи и вещества. Современные открытия в науках свидетельствуют о том, что живое из неживого не может возникнуть и что развитие Вселенной равнозначно самой жизни или природе: она была - есть - и будет ВСЕГДА. Это с одной стороны. А с другой стороны, - РЕАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ ДАЛЕКО ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ ИЗВЕСТНЫХ НАМ НА ЗЕМЛЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ ЖИЗНИ, за рамки обжитого нами четырехмерного пространства.

Хочется поддержать пафос нашего патриарха от философии А.Ф.Лосева, который написал в конце своего долгого нелегкого и плодотворного жизненного пути: «Жизнь есть жизнь - вот чего не понимают многие рассуждавшие на эту тему. Само познание есть только результат жизни. Само знание вызвано потребностями жизни. Не мы познаем, не мы и живем, но живет в нас общая мировая жизнь. Мы - только всплески на общем море Бытия, только струи единого всемирного потока, только волны неизмеримого океана Вселенной». Это значит, что в русской философии жизнь понималась как конкретное единство духовного и материального.

Несколько основополагающих универсальных законов открываются за определениями жизни, данными здесь, которые важны для решения задач нашего исследования. Мы сформулировали их, благодаря синтезу разнообразных подходов к проблеме мироздания, и они стали отправной точкой, аксиоматической базой для наших рассуждений, на которых будет строиться в дальнейшем философская концепция культурного и педагогического процесса.

При написании работы мы, естественно, столкнулись с трудностью интерпретации понятий, существующих в разных описательных моделях мира и человека. Однако методология синтеза, универсальный подход, который вовсе не есть эклектика и плюрализм, помогли нам за разными терминами (они будут в тексте указываться) увидеть один и тот же объект исследования или фрагмент Бытия. Имея заранее целостную концепцию, мы смогли из этих фрагментов составить и целостную, как нам кажется, картину мира, пользуясь, по возможности, метаязыком философии, а при необходимости прибегать и к переосмыслению самих философских понятий, о чем читатель всегда будет предупрежден.

Итак, ВНИМАНИЕ !

ПАРАДОКС первый.

ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО ВСЕЛЕННОЙ, И ПОТОМУ ВСЕЛЕННАЯ НУЖДАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ.

1.ЖИЗНЬ ЕСТЬ ФУНКЦИЯ БЫТИЯ. Жизнь Бытия, ее совершенствование мы и будем называть здесь ЭВОЛЮЦИЕЙ МИРА. Мира, до конца нами еще не изведанного, и потому признание его ТАЙНЫ входит составной и активной частью в наши рассуждения, а также в понимание нами ПРИРОДЫ, которую мы расширительно трактуем в контексте Эволюции мира как сущностный аспект Бытия.

2.Так как ЦЕЛЬ по отношению к конкретной системе всегда задается ИЗВНЕ ее, то для системы она имеет трансцендентную, выходящую за пределы опыта природу. Впредь мы будем называть ее метафизической. Достижение цели для системы означает, с одной стороны, необходимость быть открытой, раздвигать свои рамки, выходить за их пределы, то есть РАЗВИВАТЬСЯ и РАСТИ, а с другой, - сохранять свою ЦЕЛОСТНОСТЬ, САМОИДЕНТИЧНОСТЬ.

Следовательно, ЦЕЛЬ как структурный принцип имеет не только информационную, но и ЭНЕРГИЙНУЮ ПРИРОДУ, является фактором СИЛЫ, воздействующей на систему как извне, так и изнутри ее путем осмысления. Синтетический характер ЦЕЛИ, вмещающий в себя одновременно ее метафизичность, информационность (содержательную емкость) и энергийность дает нам право назвать это ее свойство более знакомым нам понятием - ДУХОВНОСТЬ. Впредь мы будем использовать его именно в данном смысле: духовность явления определяется присутствием в нем цели, охраняющей его целостность и имеющей трансцендентный (метафизический), содержательный (смысловой) и энергийный (сила «императива»), т.е. волевой характер. С этой точки зрения, ЖИЗНЬ ЕСТЬ КАТЕГОРИЯ... ДУХОВНАЯ.

3.Духовные цели хранятся в Бытии в качестве «духовных матриц», которые являются основой и причиной (феномен «эквифинальности») развития любой формы жизни, системы или явления и для них имеют АБСОЛЮТНУЮ ЦЕННОСТЬ.

4.Отсюда, естественно, вытекает вывод о ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ (телеологичности или провиденциальности) Эволюции мира и ее ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОСТИ .

Так смотрели на развитие мира известные ученые XX века: физик К.Циолковский, антрополог П.Тейяр де Шарден, геофизик В.Вернадский, наш современник математик Н.Моисеев. С их точки зрения, эволюция животного мира шла в направлении создания и усложнения мозговых структур. Возникновение человека, обладающего СОЗНАНИЕМ, свидетельствует о том, что Эволюция перешла на новый качественный уровень, на котором механизм естественного отбора и борьбы за выживание ОТМЕНЯЕТСЯ и начинает работать другой - закон ДИВЕРГЕНЦИИ и закон СОЛИДАРНОСТИ, КООПЕРАЦИИ. Он позволяет объединяться мелким системам в более крупные ради решения более общей и глобальной цели - формированию способности не только выживать, но и преображать, одухотворять косную материю. И тогда сознание человека приобретает планетарное значение. Из этого можно сделать вывод, что его появление никак не может иметь случайный характер.

Способность предугадывать, планировать и материализовывать «откуда ни возьмись» фундаментальные идеи перечеркивают прежде всего старые представления о целевых установках жизни как таковой, что вывело В.Вернадского на понятие «ноосферы». В переводе с латинского это звучит как «сфера разума», но это, конечно, не тот «разум», что являлся категорией философии эпохи Просвещения с ее абсолютизацией рациональных форм познания, а сфера идеальных целей и ценностных ориентаций, стоящих на страже Эволюции. Это означает, что если мы признаем упорядоченность Бытия (Павленко А.), то мы обязаны признать и целенаправленность его развития по пути усложнения и структурного совершенствования, то есть его Эволюции (Павленко А.).

Современная философия унаследовала от прежней понимание того, что жизнь развивается не по прямой линии, а по спирали. Это действительно так. Но это не самостоятельное, стихийное развитие неких «сил природы» (пантеизм), а направленное движение Жизни к целям, нами еще до конца не осмысленным. Но мы все равно знаем, что они реально присутствуют в нашей жизни, не дают нам спокойно существовать и заставляют нас стремиться, все время стремиться. Это фундаментальное, сущностное (онтологическое) свойство Жизни.

Эволюция мира на Земле представлена (по крайней мере) тремя своими формами, которые человечество как-то может охватить в единой картине мира. Это эволюция планеты, цели которой заданы космическими законами (космогенез); эволюция человечества (филогенез), связанная с эволюцией планеты, и эволюция самого человека как особой формы живой материи, обладающей сознанием (антропогенез). Данные три формы не совпадают по своим спиралям. Способ взаимодействия этих ритмов еще не открыт человечеству, но оно настойчиво идет к их постижению.

5.Надо отдать должное ученым-астрофизикам и математикам с мировым именем, которые первые среди материалистов и позитивистов XX века заговорили о сознательном характере проявленности законов космоса, О ПРИСУТСТВИИ В МИРОЗДАНИИ ТВОРЦА. А вот как пишет об этом современный русский ученый, вернувший в физику понятие «эфира» и определивший его наравне с веществом второй формой материи, имеющей энергетическую природу: «Еще раз внимательно приглядываясь к вездесущей энергии, становится очевидным, что без ее разумного поведения и могучей созидательной силы не было бы ни окружающего нас мира, ни нас самих. Учитывая творческий и целенаправленный характер энергии в технологическом процессе мироустройства и принадлежность ее недотрагиваемого и неуловимого материального носителя Природе в широком смысле этого слова, мы вправе говорить не о самопроизвольном образовании Мира в результате длительной эволюции, а о его сотворении из конкретной материи. Таким образом, сугубо физическое исследование в рамках естествознания приближает нас вплотную к вопросу о Творце Мира, который приоткрывает перед Человеком свою материальную сущность в одной из своих ипостасей проявлением вездесущей энергии, проникающей во все структуры Природы и являющийся их определяющим элементом».

Пытаясь конкретизировать природу Творца, ученые пошли еще дальше. Сегодня уже открыт АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП существования Вселенной. Известный американский ученый Дж.А.Уилер так определяет принцип антропности: «Не только человек адаптирован ко Вселенной. Сама Вселенная адаптирована к человеку. Вообразите Вселенную, в которой та или иная из безразмерных физических констант изменилась бы на несколько процентов тем или иным образом ? Человек никогда не смог бы появиться в такой Вселенной. Это главный смысл принципа антропности. Согласно этому принципу фактор, дающий жизнь человеку, лежит в основе механизма и замысла мира».

Принцип антропности фундаментален, он подтверждается развитием науки. Оказывается, что жизнь Вселенной определяется неким набором констант, что и делает возможным существование разноуровневого мира, подчиняющегося единым законам, включая планету и человека. Наши отечественные ученые математик В.В.Налимов и физик Г.И.Шипов, исследуя универсальную природу этих фундаментальных констант, считают, что она имеет не материальную, а структурную характеристику и воспринимается человеком или на ментальном уровне (математика), или на интуитивном уровне, духовном.

Американский ученый, главный редактор журнала «Диалектика, космос и общество» Э.Мансуэто, подытоживая научные дискуссии XX века на эту тему, начатые в свое время еще К.Циолковским и В.Вернадским, пишет: «Вновь появляющиеся естественные науки, подобные антропной космологии и теории систем, подлинно телеологичны по своему характеру... человечество фактически является реальным (даже лидирующим) участником в самоорганизующейся активности космоса».

6.Так какие же цели движут людьми в их деятельности, такой разнообразной по форме и такой противоречивой по результатам?

Известно, что, сущность активно-преобразующего отношения человека к миру надо искать в его родовой потребности в самореализации. Это потребность человека, с одной стороны, в поступательном развертывании своих сущностных сил и их социальном воплощении, а с другой, - в сохранении своей целостности как природного существа. Да, это парадоксальное утверждение. Оно заставляет сделать следующий вывод: если, с точки зрения философии, сущность есть внутренняя (содержательная) определенность явления, тогда родовая сущность человека есть его внутренняя, а не внешняя характеристика. Социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу. Она возрождает и развивает социализированные еще в антропогенезе специфические родовые качества человека, укорененные в его органике. (Что это за родовые качества - об этом мы будем говорить дальше).

Всякие попытки объяснить феномен активности человека лишь его биологическими и социальными потребностями приводят (с подачи З.Фрейда и К.Маркса) к искажению истинных мотивов его целенаправленного поведения, низводя героев и гениев творческого духа в ранг или больных (то есть выходящих за рамки так называемой «нормы»), или юродивых, или ... инопланетян. Нельзя не видеть в таком подходе методологическую ограниченность эмпирической науки, потому что понятие «норма» не включает в себя момент развития и потому никак не может служить критерием человеческой деятельности. Он должен иметь ДУХОВНЫЙ, а не исторический (преходящий), среднестатистический или фантастический характер, чтобы у человека мог быть раскрыт и заработать истинный механизм самореализации.

Если посмотреть на развитие человечества с точки зрения Эволюции мира, то надо констатировать, что человек в этом процессе играет особую роль как инструмент для осознания изнутри целей этой Эволюции. Почему именно человек ? Да потому, что только человек является одновременно и объектом и субъектом Бытия, имеет и материальную, и духовную природу, он способен не только жить, но и осознавать жизнь, осознавать переход одних ее форм в другие, заглядывать за пределы своих собственных возможностей, созидать новые формы Бытия, развиваясь от подражания природе через преодоление ее противоречий и границ к творчеству, к духовности.

Чем сложнее и тоньше организация человека, тем важнее для него уметь самонастраиваться и входить в РЕЗОНАНС с более эволюционной целью развития. Это и есть МОМЕНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ человека, который имеет для него императивный - АБСОЛЮТНЫЙ - характер, не требующий рационального подтверждения, т.к. потенциальная возможность резонанса входит в природную сущность человека.

Все это означает, что пора пересматривать объем понятия «генотип человека», т.к. оно по своему содержанию гораздо шире, чем его только биологическая интерпретация. Но чтобы прийти к такому пониманию, необходима структурная перестройка мировоззрения ученых. К этому сейчас склоняются многие из тех, кто работает на стыке самых разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, например, медицины, психологии, генетики, физики (Тойч Дж.).

7.Осознание универсальных законов ЖИЗНИ как функции БЫТИЯ не дает нам больше права сомневаться в том, что цели эволюции как «духовная матрица» заложены в генотип человека на уровне механизма отбора наследственной и приобретаемой им информации. Уже в начале антропогенеза мы видим, как природа позаботилась о том, чтобы новая форма жизни - человек - смогла выполнить свою важнейшую роль на Земле.

Прямохождение (около 1 млн. лет назад - «Homo erectus») как главный внешний признак нового существа непосредственно связан:

а) с вертикальной ориентацией в пространстве в физическом (особое взаимодействие с силами гравитации на грани «чуда») и духовном (выстраивание «древа целей»);

б) с асимметрией головного мозга, разные функции которого (интеллектуальная и чувственная) отражают и перерабатывают два типа информации: о Мироздании (человек увидел небо - так появился объект наблюдения) и о внутреннем переживании своего места в этом Мироздании (так зародилась субъектность человеческого существа);

в) с особым устройством гортани и легких, приспособленных к речи (передаче информации);

г) с устройством руки, приспособленной к деятельности, к созиданию;

д) в целях сохранения целостности такой сложной формы жизни, ее системности в человеке развивается способность к интеграции разных типов информации, их СИНТЕЗУ на уровне СО-ЗНАНИЯ или души - в религиозной модели описания мира). Латинское «син-тез» по-русски звучит как С-МЫСЛ, то есть во всех вариантах этих понятий подчеркивается принцип совмещенности знания, его обобщающий и одновременно организующий характер, побуждающий к определенному действию.

На разных стадиях становления человека (как в филогенезе, так и в онтогенезе) преобладают разные стороны синтеза, интеграции различных типов информации на уровне сознания. Но непреложно одно: тенденция к расширению сознания и одновременно к его углублению, одухотворению.

От эпохи к эпохе эта тенденция в человечестве проявляется все сильнее и ярче. Но надо помнить, что стимул, источник, цель развития человека находится вовсе не в нем самом, а принадлежит более мощной системе, элементом которой он является. Да, конечно, человек формирует свое сознание, растит душу на всем протяжении своего земного существования, и в то же время он участвует в другом созидании, которое бесконечно превосходит перспективы его личной деятельности и вместе с тем направляет ее, тесно с ней переплетаясь, - в становлении всей Жизни, всего Мироздания.

Это у ЭВОЛЮЦИИ (или ЖИЗНИ БЫТИЯ, Вселенной, Космоса) есть ПОТРЕБНОСТЬ в ПРЕОДОЛЕНИИ человеком своей ЧАСТИЧНОСТИ как земного существа, в ПРОБУЖДЕНИИ в нем КОСМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ, чтобы он со временем обнаружил в себе духовную полноту и способность быть осознанным проводником на Земле ДУХОВНЫХ целей (энергий), приумножил бы эти способности и смог бы войти в резонанс, СИНЭНЕРГИЮ с ее ритмами. (Вспомним евангельскую притчу о таланте, зарытом в ЗЕМЛЮ (!), но не приумноженном: не о нас ли с вами эта притча?)

8.Нельзя не коснуться здесь в связи с этим «основного вопроса философии» о бытии и сознании. О том, что он был в материализме и марксизме сформулирован некорректно, говорят сегодня уже сами бывшие приверженцы этого философского направления: бытие и сознание, утверждают они, как диалектические противоположности работают по принципу дополнительности. С нашей точки зрения, это половинчатое описание проблемы, имеющее констатирующую часть, но не имеющее решения. Здесь нет синтеза.

Если сознание человека есть интеграция разных типов информации о Вселенной и о себе, приведение ее к общему знаменателю-смыслу, то это означает, что СОЗНАНИЕ (по мере своей раскрываемости) ОТРАЖАЕТ ЦЕЛИ И ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ, - и в этом плане оно ВТОРИЧНО. Но когда, найдя этот смысл (он может быть и частичным, и ошибочным), человек начинает действовать, то тогда уже СОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ и ФОРМИРУЕТ ЭМПИРИЧЕСКОЕ БЫТИЕ. Значит, мы все время имеем дело с двумя уровнями Бытия = Жизни: Эволюционным, духовным, энергийным - Бытии с «большой буквы» - и материальным, земным, общественным - бытии с «маленькой буквы». Сознание человека выступает посредником между ними.

Проблема сознания в контексте новой научной картины мира сейчас очень активно обсуждается и в философии, и в естественных науках. Осмысление того, что сознание нельзя свести к динамической реакции нейронов мозга или к биохимическим процессам в организме, заставляет ученых, особенно на фоне концепции В.Вернадского о ноосфере, пересматривать научные теории, если факт сознания в них не вписывается. При этом явно раскрывается энергийная природа воли, которая «запускает» или «не запускает» тот или иной процесс в зависимости от принятого сознанием смысла (Трофимова И.). Возникает идея о существовании общего «банка смыслов» (Налимов В., Волченко В.) или общей «базовой модели», синхронизирующей процессы во Вселенной (Сачков Ю.), что приводит физиков и астрономов к необходимости синтеза классической и неклассической теорий ее эволюции, говорит о потоке непрерывной «материи I-го рода», вертикально направленной, и о дискретной, разнонаправленной, изменяющейся в пространстве=времени «материи II рода» (Цицин Ф.). На стыке этих теорий возникает потребность по-новому интерпретировать феномен пространства = времени, процесс их порождения, взаимозависимости и самоорганизации (Дубровский В.), приводящая к принципиально новым исследованиям в физике природы вакуума (Шипов Г.) и происхождению торсионных полей (Ковалев В.). Обращение к древним культурам, оставившим многочисленные и не раскрытые пока символы, наталкивает на мысль, что они могут стать ключом к раскрытию КОДА пространства=времени, включающих в себя «геометрию сознания» (Еремеев В.).

Чем более мы углубляемся в исследование материи, тем быстрее она исчезает как вещественный объект этого исследования, переходя к отрицательным величинам своего измерения и в конце концов превращаясь в... пустоту, т.е. вакуум. Но самое парадоксальное заключается в том, что этот вакуум обладает поразительными и очень конкретными силовыми свойствами, правда, не вписывающимися в законы традиционной физики. Материя явно трансформируется в свою противоположность, чему в науке пока нет названия. Ну а в философии многие решили вернуться к прежнему так называемому «идеалистическому» (в духе Гегеля) пониманию мироздания, отождествив Бытие с Сознанием, а эволюцию - с его манифестацией.

Мы, тяготея к универсальному подходу, придерживаемся концепции о ТРОЙСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ МИРА в логике ЕДИНОГО (Сергиенко П.), выделяя в Бытии ТРИ УРОВНЯ РЕАЛЬНОСТИ: МАТЕРИИ (вещества), ЭНЕРГИИ (воздействий) и ИНФОРМАЦИИ (абсолютных ценностей). Между собой они соотносятся по принципу ГОЛОГРАФИИ (изоморфности), который распространяется и на природу человека.

Еще древние выразили подобное понимание человека к емкой формуле «микрокосм(ос)». Вписанный в Бытие, он имеет такую же тройственную структуру, и это уже две тысячи лет известно человечеству как совокупность ТЕЛА, ДУШИ (СОЗНАНИЯ) и ДУХА. Как три уровня реальности живут в едином Бытии, так целостность человека поддерживается определенным уровнем его сознания.

Далее, принципы тройственности и голографичности соотносятся и с антропным принципом Вселенной. Эта соотнесенность может быть представлена в модели «матрешки».

В данном контексте поиск РЕЗОНАНСА становится насущной потребностью как эволюционного процесса, так и самого человека. Недаром в философии зарождается новая методология - синэргетика. Мы видим в этом факт ОБЩЕСТВЕННОГО осознания и реальности онтологической природы феномена РЕЗОНАНСА, и важности этого феномена для синтеза и самоорганизации социальных разноуровневых систем. У нас правда, в его исследовании имеется иной подход, не отменяющий синэргетики, но существенно дополняющий.

9.Для того, чтобы сводить энтропийные процессы (неупорядоченные) на Земле к минимуму, чтобы отличать истинный резонанс (или совпадение конкретной причины явления с его эволюционной целью) от обычного энергетического возбуждения (физиологической потребности), природа подарила человеку (и только ему!) самый надежный критерий оценки и узнавания этого совпадения - ЧУВСТВО ГАРМОНИИ. Ее нельзя представить мысленно, ее нельзя вызвать искусственно, ее можно только пережить. Это чувство спонтанно и вдохновенно. Физиологически человек ощущает гармонию как возвышенное УМИРОТВОРЕНИЕ (не путать с удовлетворением!), - это действительно так. Умиротворение, т.е. «созидание мира» (У-МИРА-ТВОРЕНИЯ) субъективно переживается человеком как бескорыстное чувство, но оно чрезвычайно необходимо для него как духовного существа. Переживание гармонии всегда выводит человека на новый качественный уровень проживания.

ГАРМОНИЯ как НАИБОЛЕЕ ПРОЯВЛЕННОЕ И ЦЕЛОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ бытия шире понятия «материя», т.к. она и в нас, и вне нас. Гармония есть то ИСКОМОЕ СОВЕРШЕНСТВО МИРА, которое, как в фокусе, собирает все эволюционные устремления, удерживает их в состоянии единства и более никакими причинами не определяется. Она сама ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО и потому имеет много смыслов: и физический, и биологический, и математический, и эстетический, но прежде всего - ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ и относится к одной из универсальных свойств Бытия (Марутаев М.).

Лучшим аналогом эволюционной гармонии на Земле является художественно-эстетический процесс (Самохвалова В.), т.к. в нем с наибольшей яркостью проявляются и объединяются три онтологических универсалии: ЦЕЛОСТНОСТЬ - РЕЗОНИРОВАНИЕ - ФОРМООБРАЗОВАНИЕ.

Недаром новый виток в поисках универсальных начал Бытия удалось сделать представителям художественной культуры. Именно закономерности искусства позволили недавно найти числовые формулы гармонии, на основе которых выстроено все наше Мироздание. Так, московский композитор М.Марутаев, архитектор из Санкт-Петербурга Шмелев И., архитектор-реставратор из Костромы Шевелев И. не только подтвердили 26 веков спустя открытия Пифагора в области астрономии, музыки и математики, но и доказали, что по формулам гармонии функционируют органические объекты, социальные, микромир молекулярной биологии, в частности молекулы ДНК, происходит взаимодействие химических элементов и элементарных частиц (например, в таблице Д.Менделеева М.Марутаевым открыт музыкальный ряд).

Они назвали творческую способность человека «третьей сигнальной системой», связывая чуткость человека к гармонии с его духовным потенциалом и философской интуицией. Первыми, кто откликнулись на эти философско-эстетические размышления, оказались наши...экологи, разрабатывающие концепцию различных уровней экологического сознания общества. Его высший уровень (к сожалению, труднодостижимый) они обозначили как «чувство космической гармонии» (Н.Моисеев).

Французский ученый Б.Лефевр на материале классических исследований в психофизике и законов музыкального восприятия вообще считает, что в фундаменте феномена человека лежит некая «гамма-алгебра», что позволяет ему говорить о существовании единого континиума Бытия=Сознания.

Характерной особенностью формул гармонии является присутствие в них иррациональных чисел, которые не дают отлиться процессам Вселенной в законченную, раз и навсегда идеальную форму, а наоборот, дают возможность этому миру бесконечно совершенствоваться. И здесь мы прекрасно понимаем ограниченность теоретических посылок философии: даже если нам известны формулы гармонии, это вовсе не означает, что мы к ней приобщились. Но мы хотя бы знаем уже, ЧТО надо искать, К ЧЕМУ стремиться. ЖИЗНЬ ЛЬЕТСЯ КАК НЕПРЕРЫВНАЯ СИМФОНИЯ.

Задача - услышать ее, а еще лучше - сыграть в ней ! Только сфальшивить нельзя, хотя готовой партитуры нет ни у кого. Жизнь есть ИМПРОВИЗАЦИЯ - в тональности услышанной человеком ЦЕЛИ БЫТИЯ

ПАРАДОКС ВТОРОЙ.

Можно ли идти вперед, глядя назад?

Восприятие времени как онтологическая и духовная проблема

Как отличить духовного деятеля от массового участника исторического процесса? У первого особые отношения со временем: он целеустремлен, т.к. по-иному видит взаимосвязь будущего, настоящего и прошлого в Бытии.

Если в земной природе развитие материи во времени циклично, то для человека, его сознания время разомкнуто и устремлено из бесконечности нам навстречу. Так как очевидно, что «сегодня» - это момент перехода «завтра» во «вчера», то есть будущего в прошлое («будущее, которое «временит» настоящее - Князева Е.), то нетрудно и понять, что причина нашего сегодняшнего поведения

именно в силу необратимости для нас движения времени лежит не в прошлом, как это кажется на первый взгляд и что зафиксировано во многих религиях древности, а в будущем. Выбирая, чтобы самореализоваться, ЦЕЛЬ своего актуального развития в будущем, т.е. в СФЕРЕ ДУХОВНОСТИ, человек тем самым детерминирует свое настоящее. Чем дальше в вечность, в идеальное (совершенное) уходит цель человека, тем он свободнее в настоящем. В нашем контексте свобода человека понимается как его внутреннее освобождение от тотальной временной зависимости. Нет, не выпадение из исторического времени - этой будет неправдой, а независимость от него, утверждение вечности в переживании себя «здесь и сейчас», когда даются силы и возможность начертать ее контуры. Прошлое изменить нельзя. Зато будущее свое человек корректирует постоянно, когда выстраивает «древо целей».

Если же человек живет бесцельно или подчиняется группе, или вообще об этом не заботится, то он попадает в стихию проявленности во внешнем мире чужих целей, чужих детерминаций, с ним происходит то, что называется «среда заела». Ни о какой осознанной включенности человека в Эволюцию в таком случае говорить не приходится.

И здесь со всей очевидностью встает ПАРАДОКС о духовном начале целевых установок человека. Чем созидательнее, гуманистичнее, универсальнее цели, тем труднее они реализуются. Но именно они-то и побуждают человека постоянно совершенствовать систему своих способностей, потенциал которых бесконечен. Как говорили древние, «ЖЕЛАЙ ТОЛЬКО ТОГО, ЧТО НЕДОСТИЖИМО!» (Лао-Цзы). Достижение же сиюминутных целей, а по существу материальных потребностей, создает лишь иллюзию жизни, что не способствует развитию сущностных сил человека и вообще ничему не способствует.

Недаром во всех культурах мира всегда считалось основным грехом (или злом) нарушение или измена человеком своего статуса как универсального (духовного) существа в пользу самоутверждения себя как существа частичного, эгоистичного, ограниченного биологическими (животными) или узкогрупповыми интересами.

ПАРАДОКС ТРЕТИЙ.

Эволюция укоренена в универсальных способностях человека. Антропогенез продолжается!

Раз человек имеет фундаментальную сущностную потребность в самореализации себя именно как человека, то он потенциально имеет те основы, что дают ему возможность эволюционно развиваться. К таким основам мы относим три фундаментальные и очень хорошо известные способности человека: к мышлению, общению и деятельности, т.е. в нем укоренены силы в форме задатков к сугубо человеческим формам существования, выделяющим его из животного мира.

Однако история культуры демонстрирует нам удивительный качественный разброс в развитии этих способностей: от их примитивных форм, со временем превращающихся в отрицательные, свидетельствующие об остановке эволюции данного природного существа, до их расцвета, когда они реализуются в таких формах деятельности, что становятся для людей потом образцом совершенства. Можно ли ухватить в данном процессе определенные закономерности?

Посмотрим на эти три фундаментальные свойства с точки зрения их качественной характеристики и отметим в целях наглядности крайние полярные позиции в их развитии, обращаясь при этом к жизненному опыту каждого из нас. (см. табл.).

В результате мы сразу видим:

а) что реальное пространство развития разнообразных способностей человека, их веер располагается между этими крайними полюсами, оба реально включены в процесс нашей жизнедеятельности, но...

б) позитивное развитие сущностных сил образует особую систему способностей человека к целостному мышлению, к сопереживанию и состраданию, а также к творчеству; именно они, как мы все это хорошо знаем, лежат в основе любого вида деятельности, в независимости от эпохи, страны, профессии, что и позволило нам назвать их УНИВЕРСАЛЬНЫМИ или «КОСМИЧЕСКИМИ» (лат. «универсум» то же самое, что греч. «Космос»);

в) соответственно игнорирование этой системы приводит к негативному проявлению сущностных сил человека, к деформации универсальных способностей, их распаду, деградации.

Связав универсальные способности человека с его родовыми свойствами, качествами, мы тем самым хотим подчеркнуть их укорененность в генотипе человека как эволюционного существа, т.к. знаем, что только положительный потенциал лежит в основе любого эволюционного процесса, а в основе развития человеческого материала - тем более. Это значит, что антропогенез как становление человеческой сущности во времени и пространстве продолжается, только он с биологической (внешней) формы развития перешел НА ВНУТРЕННИЙ УРОВЕНЬ ПОСТЕПЕННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, которое интегрирует универсальные способности в целостную систему их реализации. Поэтому мы можем сказать, что через систему универсальных способностей выражается духовное ядро человека. Это его «зерно», из которого позже вырастает (или не вырастает) целое «древо» разнообразных талантов, если... этому «древу» обеспечен доступ к «свету».

О том, что именно такой качественный разброс способностей человека существует не только в нашем воображении, но и в реальном потоке истории, свидетельствует факт величайшего разнообразия культурного наследия. Если определять развитие человеческой истории как процесс перехода потенциальных способностей человека в реализованные и опредмеченные в продуктах культуры, то можно проследить такую закономерность. Система универсальных способностей посредством специфических творческих форм деятельности (философия, наука, религия, искусство ) воплощается (реализуется) в создании духовной культуры, которая из глубины столетий сохранила и донесла до нас силу воздействия духовных целей, тягу человека к совершенству и потому имеет вневременной характер. Негативный вариант деформации способностей тоже нашел свои формы воплощения - в создании массовой культуры, понимаемой нами как культуры, объективирующей псевдоценности (с точки зрения задач Эволюции).

Если мы выявили такую зависимость качества культуры от качественного развития способностей человека в процессе филогенеза, то естественно, наблюдается и обратный процесс воздействия культуры на развитие сущностных сил человека в онтогенезе.

Данная закономерность отражает глубинную взаимозависимость развития культуры и человека и имеет всеобщий характер. Именно потому, что в духовной культуре проявлены универсальные силы человека, мы понимаем ее как особый способ включения человека в Эволюционные процессы на Земле. При обратном процессе восприятия духовной культуры и воспроизведения ее ценностей в собственной жизнедеятельности происходит творческое, духовное самораскрытие человека, его реализация как родового универсального существа.

Успешная работа со слепоглухонемыми детьми в Загорском (Сергиев Посад) интернате прекрасно подтверждает гипотезу о взаимосвязи универсальных способностей с миром культуры. Ознакомление ребят с окружающей действительностью через посредство прикосновения в прямом смысле слова к произведениям искусства (скульптура, музыка, танец) в условиях общения со сверстниками и взрослыми, наполненного дружелюбием и сочувствием, и наконец представленная им возможность для самореализации развили в этих детях такие компенсаторные механизмы, не известные до сих пор, которые способствовали раскрытию в них уникальных талантов. В результате все это привело к тому, что они стали полноценными творческими людьми, смогли закончить школу, университет, работать по специальности. (Соколянский И., Мещеряков А., Суворов А.).

Часто в психологии вспоминают противоположные примеры в целях оспаривания утверждений о врожденности универсальных способностей - это известные примеры из жизни «современных Маугли». Однако они вовсе не опровергают нашу концепцию, а просто подтверждают другую мысль о том, что развиваться человеческие способности действительно могут лишь при условии, если общество обеспечит подрастающему человеку сферу деятельности в соответствии с его потребностью в самореализации и с развитием его сущностных сил. При отсутствии такой сферы (а мы уже понимаем, что речь идет о культуре) сущностные силы человека извращаются, даже если он вырос не в джунглях, а в современном городе.

Когда в человеке по каким-либо причинам не развиваются универсальные способности, он превращается в косную, инертную материю. Это существо становится истинно человеком лишь тогда, когда в нем начинают проявляться универсальные силы. Прав оказывается современный австрийский этнолог и антрополог К.Лоренц, когда замечает: «Связующее звено между животными и подлинно человечными людьми, которое долго ищут и никак не могут найти ученые, - это МЫ САМИ !».

Таким образом, мы сможем сделать очень важный для нас вывод:

духовная культура - это важнейший посредник между Эволюцией мира и творческим проявлением человека при условии, если человек выбирает для себя путь культурного деятеля в истории - путь навстречу Эволюции.

 


Советуем прочитать
Произведения Инны Бирич

Четвертной №7

 ©Четвертной 2002-2006