Четвертной - главная страницаГлавный редактор
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Дружба с Кенозером (от начала и с продолжением)

Ночь. Сижу за компьютером в обширном эркере и смотрю на заснеженную Москву, которая простирается до самого горизонта, так что и конца ей не видно. Вспоминаю, как буквально вчера, а на самом деле полтора года предыдущая статья, я сидел на песчаном берегу озера Кенозера, меня кусали комары, а я был один на один с этим огромным и одновременно крошечным миром. Где-то там, на другом берегу, на острове Поповом находились все мои друзья. Они готовились к итоговой конференции экспедиции "Кенозеро-96", а меня привез сюда на катамаране Александр Владимирович Леонтович и оставил полдня побыть одному. За эти несколько часов я успел на всю жизнь подружиться с Кенозерьем. Там же, на Кенозере, вместе с Галиной Юрьевной и Валерой Пазыниным мы окончательно осознали, что идея о литературно-художественного журнала в ДГ дозрела. Обилие материала (ха-ха, нам тогда казалось, что 46 страниц - это очень много), собранного в фольклорно-этнографической экспедиции, а также грядущие юбилеи ДНТТМ и ДГ заставили нас начать работу над созданием целостной картины из осколков пестрых кусочков. Ключевым произведением первого номера был эпохальный рассказ про "Любовь с Большой Буквы" об Эдике и Вале, взятый нами из девичьего альбома в д.Першлахта. Именно этот шедевр и стал отправной точкой всей этой затеи. Так появилась идея, что у каждого номера альманаха должна быть своя, незаурядная тема, а посвящать журнал каждый раз чему-то заставила жизнь с ее обилием юбилеев и прочих значимых событий.

Осознавая, что недра ДГ потенциально творчески неисчерпаемы, мы ринулись в, до того момента неизвестную нам, бездну. И бездна поглотила нас, завлекая все новых и новых людей, при этом практически никого не выпуская. Сразу, после объявления о том, что в ДГ будет выпускаться альманах, к нам обратились, ставшие потом самыми постоянными нашими авторами, Игорь Иванович Паша и Виталий Полосухин. Первая редколлегия была совсем небольшой по составу: Наташа Пацева, Лида Легоцкая, Дима Петров, Юля Мишуровская, Сережа Татаринов (он набивал тексты), Виталик Федченко (он самоотверженно делал макет - я тогда с компьютером почти не умел работать), Валера Пазынин (первый ответственный редактор), Галина Юрьевна (консультант и корректор) и ваш покорный слуга. Не хватало только художника. Когда у меня на руках оказалось уже достаточно много текстов, я их сгреб в охапку и посреди ночи завалился домой к Жене Дашиной, творчество которой я тогда очень высоко ценил, а сейчас и того больше. Жене, к моему удивлению, идея понравилась, и она взялась сделать иллюстрации ко всем работам. Директору, А.В.Леонтовичу, задумка альманаха также понравилась, и он взял на себя самое трудное - обеспечение финансово-технической базы. Это нелегкое бремя, которое становится все тяжелее и тяжелее от номера к номеру, он несет и до сегодняшнего момента. Срок выхода журнала был точно определен - 22 ноября 1996 года. В это день проходило празднование 10-летия ДНТТМ. Ксерокс в Гимназии сломался, пришлось тиражировать первый номер у Николая Павловича Харитонова (спасибо ему за это). То, что число страниц должно быть кратным четырем мне пришло в голову только тогда, когда я должен был отдавать макет на ксерокс: оказалось, что не хватает двух страниц. Так появилась "пустая середина, которую нужно заполнить самому". Все подумали, что это так и было придумано специально.

Тогда у меня была идея менять ответственных редакторов и художников на каждый номер, чтобы журнал был как можно более разнохарактерный. Идея, может быть, была и неплохой, но выполнилась только на первые два номера. Второй номер журнала был создан во многом благодаря труду и огромному творческому дару Розы Александровны Новосельцевой, к которой я всегда обращаюсь за помощью в самых трудных ситуациях. А в тот момент ситуация была весьма непростая, так как посвящение 5-летию ДГ вызвало шквал материала, который трудно было охватить с непривычки. Именно в этом номере был опубликован скандальный "Монолог юности" В.Полосухина, который создал массу материала для следующего номера в виде критических отзывов.

Я до сих пор считаю второй номер самым удачным из первых четырех. Со второго номера к нам присоединилось уже довольно много народу, а главное - это Игорь Демин, который своей неуемной энергией и громогласным непрерывным генерированием идей создал сериал - мыльный роман "Школьные годы", который продолжает существовать уже на протяжении 4-х номеров, и будет здравствовать в дальнейшем. Когда-нибудь, наверное, выйдет в свет отдельная книга этого романа (то ли еще будет...).

После того, как все поверили, что затея с литературно-художественным альманахом не одноразовая, проблем с материалом уже не было. Художников в каждом номере стало не по одному (никто бы не справился в одиночку со всем объемом текстов). Порой можно было меня заметить шарящим в партах, ищущим иллюстрации (многие гимназисты рисуют на уроках). Мы ввели социологические методы исследования, я потихоньку научился сам макетировать, мы начали задерживать выпуск номеров... В общем, альманах вошел в нашу жизнь, и кажется, не собирается из нее никуда уходить.

Вот так прошел год и начался следующий. Мы снова поехали на Кенозеро, и теперь уже это событие стало главным для нашего журнала. Кенозерская эпопея с разных сторон, хотя и совсем не полно, но в большом объеме отражена в этом номере. Тема же была предложена прозорливой Розой Александровной. Именно такая тема смогла вызвать множество рассуждений, заставила задуматься, спровоцировала многих высказаться. А это значит, что проблема дружбы является актуальной. Поэтому мы не спешили с выпуском номера и хотели довести все начатое до конца. По ходу дела всплыла сама собой еще одна тема - о неформалах. К тому же экспедиция на Кенозеро и год журналу - это два посвящения, но в одном номере. В результате мы делали 5-й номер "Четвертного" почти полгода
(с сентября по декабрь). Несмотря на то, что размер шрифта везде был сделан меньше, количество страниц оказалось запредельно большим. То есть весь этот номер является двойным (и по объему, и по посвящениям, и по тематике, и, извините, по себестоимости). Таким образом, уважаемые читатели, будем считать нумерацию "Четвертных" по порядку вышедших "книжек", а порядковые номера в каждом году (журнал ведь выходит четыре раза в год - отсюда и название "Четвертной"), по объему и тематике. Итак, торжественно объявляется 5-й номер "Четвертного" 1-ым и 2-ым номерами за 1997-98 учебный год.

В заключение хочется отметить, что наш журнал, задуманный на Кенозере, регулярно о Кенозере пишущий, снова собирается ехать в Кенозерский национальный парк. Видно,
теперь Кенозерье и "Четвертной" становятся неразрывно связанными явлениями. И хочется верить, что наш журнал просуществует столько же, сколько и древняя земля Кенозерья

Читайте, пишите, рисуйте, критикуйте - мы всегда рады Вашему вниманию и участию.

Алексей Обухов

 

 


Также можно почитать
Статьи Алексея Обухова
Творчество Алексея Обухова

Обухов
 ©Четвертной 2002-2006