Четвертной - главная страницаГлавный редактор
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Яблоко от вишенки недалеко падает

Человек, рожденный в семье ученых, заранее обречен всю свою жизнь в той или иной степени посвятить науке. За примерами далеко ходить не надо. Владимир Иванович Вернадский в науку попал не уникальной дорогой М.В.Ломоносова, а он вырос в семье крупного ученого. Целая династия ученых с фамилией Леонтович (взгляните в любой энциклопедический словарь - там вы найдете не только ак. М.А.Леонтовича). Наш дорогой директор Александр Владимирович Леонтович, хоть и пытался сбежать от науки в образование, переходя из Института им.Вернадского в систему дополнительного образования (ДНТТМ), все равно никак не может бросить научный подход. В результате в ДНТТМ появляется Донская гимназия с концепцией учебно-исследовательской деятельности и Всероссийские юношеские Чтения исследовательских работ им. В.И.Вернадского (подробнее см. в интервью с Т.А.Леонтович). Да и, извините за нескромность, ваш покорный слуга также испытывает некоторую тягу к науке, по-видимому, не без влияния своей семьи и ее окружения. Только не подумайте, что наука - это семейно-клановое явление. Нет, просто в любой сфере жизни (театр, цирк, живопись, писательство, бизнес, военное дело, да мало ли еще что) создаются определенные традиции, формируются ценностные ориентации, которые передаются от поколения к поколению. Если человек, будучи гениальным пекарем, захочет продолжить свое дело, естественно, что он захочет, чтобы его дети научились его мастерству и продолжали работать в пекарне. Безусловно, в определенных сферах такая преемственность больше сильна, а может быть, она просто более заметна. О науке как-то более принято говорить, нежели о пекарном деле.

Если ты решил пойти в ту область, где твои родители или ближайшие родственники достигли самых больших высот, это не значит, что тебе все двери открыты и пути заказаны. Скорее наоборот. Дверь-то, конечно, перед тобой с радостью распахнут, но только вот требования к тебе будут ой-ой-ой! "Как же можно имя опозорить!" - будет у тебя висеть над душой всю твою жизнь. Вот и стараешься сбежать с той дорожки, по которой прошел уже твой предок. Но вот только совсем уж в другую страну уходить не хочется, вот так и носит от одной науки в другую от поколения к поколению.

Наука - это не только род деятельности, это еще и образ мысли, способ жизни. Гимназия не просто так, по причине семейно-родовых и клановых традиций пытается передать уважение к науке и научное мировоззрение. Человек, воспитанный на ценностях науки, в меньшей степени должен быть подвержен таким человеческим порокам, как ортодоксальность, упертость, дилетантизм, профанация, халтурство и так далее. Определенная доля принципиальности, совмещенная с сомнением в абсолюте, необузданная жажда как можно больших знаний и уверенность лишь только в том, что ты никогда не сможешь познать всего – это те самые жизненные источники, между которыми проходит вся жизнь ученого в создании воззрений и их разрушении.

Когда заходит речь, что лучше – больше знать или лучше спать, то однозначно ответить никогда нельзя. Кому лучше? Каждый выбирает свое собственное решение. Наука это своеобразный наркотик – без него спокойнее, а с ним мучительно интересно. Наука затягивает и не отпускает. Взгляните, что творится сейчас с наукой в нашей стране. Она совершенно не финансируется, зарплаты ученым не выплачиваются даже в Москве, в большинстве институтов весь штат находится в бессрочном отпуске без сохранения заработной платы. И что, наука больше не существует? А вот и нет. Наука выживет всегда, хотя бы благодаря тем людям, которые ею "болеют". Когда наука была престижна, зарплата научного сотрудника была большая, то, конечно, находилось немало прихлебателей, которые под видом научной деятельности спокойно не занимались ничем (отчетность, конечно, тоже надо научиться делать, но это как-то проще). Сейчас, в полном государственном провале науки, научной деятельностью продолжают заниматься только те люди, которые без этого себя не мыслят. Любой кризис это не только потери, это еще и очищение, подготовка к новому этапу развития.

Так что не следует обвинять Донскую гимназию, что она нацеливает детей в неперспективное направление, то есть не выполняет своих социализирующих (в смысле адаптационных) задач. Жить в струе массовой культуры, подстраиваться под сиюминутные течения – это не есть обретение самости, не есть развитие, и по большому счету не есть целостная жизнь, а только ее проживание.

Поверьте, этот пафос не дань теме номера, мол, если тема "Наука", то ее сейчас и расхвалим. Наоборот, именно потому, что это явление очень близко Донской гимназии, Дому научно-технического творчества и коллективу "Четверного", темой этого номера стала "Наука", а посвящение людям, которые посвятили всю свою жизнь науке и внесли в нее немалый вклад.

Этот номер делался очень долго по разным объективным и субъективным причина. И, несмотря на это, многое в него не попало, как, например, интервью с научным руководителем ДГ Никитой Глебовичем Алексеевым, текст которого уехал в Словакию вместе с Надей Гогой. Композицию номера мы попытались сделать в стиле научного, или, точнее, научно-популярного журнала, где есть эпиграф, персоналии, сообщения о конференциях, рассуждение о судьбах науки, и в конце непременное "разное".

А Вы, уважаемый коллега, не только читайте здесь о науке, но не бойтесь ей посвятить свою жизнь, от этого она станет только более интересной, хотя, впрочем, менее однозначной.

Алексей Обухов
25 ноября 1998 года

 


Также можно почитать
Статьи Алексея Обухова
Творчество Алексея Обухова

Обухов
 ©Четвертной 2002-2006