Четвертной - главная страницаГлавный редактор
 РАЗДЕЛЫ 
 
НазадКарта

Алексей Обухов

«Четвертной» как реальность культуры
опубликовано в журнале «Народное образование», 2000, № 1, с. 125-127

Четвертый год в Доме научно-технического творчества молодежи и средней общеобразовательной школе N 1333 "Донская гимназия" издается литературно-художественный альманах "Четвертной", в котором публикуются произведения, литературного, публицистического и изобразительного творчества учащихся, выпускников, преподавателей, сотрудников и друзей этих образовательных учреждений.

Периодичность выхода номеров альманаха - четыре раза в год - определила его название. Позже участники создания альманаха название "Четвертной" стали обосновывать числом страниц кратным четырем, учебной четвертью, средним возрастом участников и т.д.

Целью деятельности творческого альманаха является не только конечный продукт (выпущенный номер), но и сам процесс его подготовки, погружение авторов в заданную проблему, т.е. создание креативной среды для молодого поколения.

Русский философ Николай Бердяев, рассуждая о том, что для него означает творчество, писал: "Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию. В творческом опыте раскрывается, что "я", субъект, первичнее и выше, чем "не-я", объект. И вместе с тем творчество противоположно эгоцентризму, есть забвение о себе, устремленность к тому, что выше меня". Действительно, для ребенка, когда он начинает творить зачастую важен не конкретный результат, а сам процесс. Важно то, что при этом он может реализовать себя. А вот достигнутый им художественный уровень во многом зависит от учителя. Помощь в овладении мастерством - тоже творческий процесс. Здесь не может быть шаблонов, готовых форм и однообразных методов. Увидеть, к чему уже готов ученик, понять, куда он устремлен, найти то, что его увлечет, - это и есть творчество учителя. Поэтому создание альманаха мы рассматриваем как процесс совместного творчества учителей и школьников, составляющий единый творческий коллектив.

На специальных занятиях ребят знакомят со всем многообразием форм и стилей, существующих в мировой культуре, с различными формами сбора, анализа и отражения информации, рассматриваются общечеловеческие, частные проблемы и способы их постановки. Понятие формы, стиля и содержания изначально разводятся. Но в процессе подготовки номера все произведения (литературные, публицистические, художественные) составляют части единого проекта и поэтому рассматриваются в единстве формы и содержания, отражающих концепцию номера. В зависимости от ситуации даются следующие типы заданий:

  • задается форма (например, интервью) и тема (например, дружба), каждый должен раскрыть заданную тему в определенной форме по-своему;

  • одна и та же тема (например, восприятие экспедиции) должна быть последовательно отражена в различных формах (рассказ, эссе, стихотворение, социологический опрос, интервью, страшилка, частушка и т.д.),

  • заданная темы (например, один день жизни экспедиции) должна быть отражена в различных ракурсах (от своего имени, с точки зрения сельских жителей, от лица костра и т.д.);

  • задается общая для всех тема (одной из таких тем в классах профессора Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанского была "роза"), которую каждый отражает в той форме, которую считает наилучшей (стихотворение, рассказ, эссе, сценка и др.);

  • задается сюжет коллективного произведения - каждый из ребят описывает свой персонаж, согласуясь с другими (такая форма используется в написании мыльного романа "Школьные годы").

Подобная вариативность занятий создает возможности для творческой реализации молодого человека.

Изначально мы постарались создать равные условия для всей авторов альманаха. Поэтому автор, будь он академик или студент, гимназист или преподаватель, подписывается только именем и фамилией. Определить наиболее "умного", "интересного", "талантливого" должен читатель.

Любая публикация в альманахе подписана. В первую очередь это необходимо авторам-подросткам, для которых очень важно увидеть свою фамилию в альманахе. Кто знает, возможно, опубликованный незатейливый рисунок подтолкнет молодого человека к творчеству, придаст ему уверенность в себе. Мы считаем, что главное в публикации - это авторская позиция. Поэтому в альманахе нет перепечаток. Основная задача альманаха - создать авторов, а не просветить читателей.

Кроме всего сказанного, важно помнить, что, как говорил Сергей Михалков, "начинающего поэта нельзя править". Можно советовать, высказывать мнение, обсуждает его работы, но править свои произведения автор должен сам. Мнение авторов альманаха чаще всего не отвергается, мы не требуем приукрашивать действительность; наоборот, столкновение различные взгляды на одни и те же жизненные проблемы приветствуется, публикуются все "за" и "против". Это не означает, что нет редакторского контроля. Требования к проявлению любого мнения просты: оно должно быть аргументировано, представлено в культурной форме и корректно по отношению к другим.

Рефлексия - процесс осознания себя, мира и себя в мире при помощи изучения и сравнения. "Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим" (С.Л. Рубинштейн). Выражение себя через литературные формы есть один из способов рефлексии. Не случайно в альманахе принципиальными разделами стали "Путевые заметки" или "Возращение к напечатанному". Умение прочувствовать и выразить среди других себя во времени и в мире - необходимое подросткам. Именно этому содействует альманах, который в какой-то мере является отражением, рефлексией жизни коллектива и личности в социокультурном пространстве. Некоторые темы альманаха направлены на самосознание подростка и его проблем - "Любовь с большой буквы", "Дружба", "Подросток", "Творчество" и др.

"Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. (:) Культура - явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме" (В.С. Мухина). Литературно-художественный альманах не только отражает в знаково-символических формах культуру творческих коллективов, но и сам во много формирует культуру творческого развития.

"Четвертной" продолжает давние лицейские и гимназические традиции журналов, альбомов и альманахов. Достаточно вспомнить о рукописных журналах Царскосельского лицея. В последнее время во многих лицеях и гимназиях выпускают творческие журналы, например, такие, как "Дядька или Лицейский смотритель" Московского культурологического лицея, "Улитка" Лицея информационных технологий. Следуя давним и славным традициям, "Четвертной" включается (пусть в небольшом социокультурном пространстве) в общий контекст русской культуры.

В программу нашей экспедиционной деятельности входят места, связанные с жизнью и деятельностью писателей и художников (Пушкинские горы, литературные музеи Санкт-Петербурга, Царскосельский лицей, Кисловодск, Пятигорск, Поленово, Абрамцево, Звенигород и т.д.). В одной из экспедиций были организованы "классы Кошанского", а школьники играли роли лицеистов пушкинского класса. И почти всегда во время экспедиции мы организуем "литературные штудии".

Альманах "Четвертной" имеет и свои, сложившиеся традиции: тематическая направленность каждого выпуска; традиционные рубрики (некоторые из них постоянные - "Путевые заметки", "Человек номера" и др.); анкетирование по темам каждого номера и др.

Традиционно проводятся мероприятия, связанные с альманахом: выставки произведений иллюстраторов "Четвертного", еженедельные "круглые столы" с обсуждением литературных произведений и актуальных проблем.

Подобные традиции, а также такие организационные формы, как переписка через специально оформленный почтовый ящик, размещение нового литературного материала на стенде, позволяют активно работать над содержанием каждого выпуска альманах.

Мы стремимся к тому, чтобы альманах отвечал не только сиюминутным интересам, но и определял проблемные непреходящие темы, актуальные для подростков.

Проблемность содержания альманаха ориентирована на верхнюю планку развития подростков. В обсуждении той или иной проблемы мы показываем разнообразие точек зрения и позиций, а также нестандартные ракурсы восприятия и понимания данного вопроса. Особое внимание уделяется экспертной оценке специалистов в данной проблеме.

"Четвертной" создавался как форма сотрудничества творческий людей - разный возрастов и профессий. Несмотря на то, что тираж каждого номера составляет только 60-70 экземпляров, в настоящее время с нами сотрудничает около 500 человек из разных регионов России и зарубежья (Каргопольского и Плесецкого районов Архангельской области, Санкт-Петербурга, Кисловодска, Калининградской обл., Приморского края, Челябинской области, Киева, Словакии и др.). Сотрудничество осуществляется путем переписки с авторами из различных городов; публикации присылаемых материалов; рассылки альманахов; организации встреч и групп взаимодействия московских школьников и школьников из других городов и деревень; организация содержательного общения гимназистов с местными сверстниками во время экспедиций; использования в оформлении альманаха изобразительных работ созданных различными авторами.

Альманах "Четвертной" высоко оценен на конкурсах Южного округа г. Москвы, получил более чем положительные отзывы из Российской академии образования, Российской академии наук, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Московской городской думы и других организациях.


Также можно почитать
Статьи Алексея Обухова
Творчество Алексея Обухова

Обухов
 ©Четвертной 2002-2006